Опубликовано
Три долины глазами инструктора.
Или один месяц во Франции.
Краткая вводная.
Время действия: с 6
марта по 3 апреля. Место действия: Три долины, иногда вся Франция. Идея:
поработать на чужбине инструктором для русскоязычной публики, при этом себя
показать, на людей посмотреть, ну а также посмотреть на саму чужбину,
ознакомиться с обычаями и нравами проживающих на ней аборигенов.
Очень сложно систематизировать такое количество новых впечатлений, поэтому попытаюсь их разделить
по некоторым формальным признакам, на сколько это получится…
- Курорты, склоны, подъемники, сервис .
- Французские инструктора
- Публика
- Путешествие в Париж, наблюдения за «их нравами»
Три долины.
Перед поездкой я много раз слышал это название, внимательно изучал карту склонов, пытаясь представить себе, как это
выглядит в действительности… Все
напрасно. Реальность превзошла все мыслимые ожидания. Я не буду приводить цифры
из проспектов про сотни километров трасс и десятки подъемников.
Наверное, если приехать только за этим,
то за месяц можно-таки успеть проехать на каждом подъемнике и по каждой трассе.
Немного о масштабах. Ни для кого не секрет, что "Три долины" объединяет в себе
три крупных зоны катания: Мерибель, Куршевель и Валь Торанс.
При ближайшем
рассмотрении выяснилось, что в каждой зоне катания спокойно себе
умещаются еще, как минимум, по три вполне самодостаточных небольших курорта, так называемые
«деревни».
Например Куршевель.
Кроме престижной деревни «Куршевель 1850» которая всем знакома по телерепортажам
про жизнь олигархов, есть еще не столь известные в нашей стране, но при этом
ничуть не хуже «Куршевель 1650», «Куршевель 1550», Le Praz, и La Tania, в простонародии именуемая «Таней».
На каждом из этих
мини-курортов обязательно есть свой слаломный стадион, трассы для начинающих и
возможность перебраться в другую зону катания.
Конечно , справедливости ради следует отметить, что в «Тане» и в Le Praz в силу их небольшой
высотности (1350 и 1300 соответственно) в первых числах апреля внизу раскисало
достаточно сильно, но никто и ничто не мешает подниматься в Курш-1850…
Все эти
зоны катания, курорты и деревни связаны развитой системой подъемников. Главное
ближе к вечеру не остаться в какой-нибудь достаточно удаленной зоне, потому как
ски-басс ходит не везде, а платный автобус достаточно дорог…
Точно та же
история и с Мерибелем. Кроме собственно
Мерибеля, есть еще Мерибель Мотарре и Мерибель Виллидж (извините за плохой
французский).
Валь-Торанс, самая высокогорная зона катания в Трех Долинах,
кроме собственно Валь Торанса включает в себя очень классный курорт Менуир (Les Menuires) и небольшую зону
СанМартин (St Martin). Но это еще не
все. Из Валь-Торанса открывается доступ в еще одну малоизвестную, а потому
особо притягательную долину Orelle. Если быть кратким, там открываются широкие
возможности для фрирайда, потому как трасс, подъемников и народу там очень
мало, а места - много. И все это бесконечное великолепие в свободном доступе по
единому ски-пассу «3 vallees».
Структура ски-пассов.
Во-первых, т.н. «единый», который
действует везде, на любом подъемнике любого курорта входящего в «Труа Валле».
На один день стоит почти 40 евро, чем «длиннее» срок действия, тем дешевле.
Если брать на две недели, то стоимость дня катания около 30 евро. Сразу
оговорюсь, что даже этот «вездеход» не дает, как правило, пропуска на подъемник
слаломного стадиона.
Следующие ски-пассы – т.н. «одна долина» : Мерибель,
Куршевель, Валь-Торанс… Дают право кататься в соответствующей долине. На картах
курортов как правило обозначены границы долин.
Более того, на верху, если вы
находитесь на хребте или на развилке трасс, обычно в доступной для русского
туриста форме объяснено, что повернув «туда»
вы выезжаете из долины Мерибель и попадаете в Куршевель (например).
Цена долинного ски-пасса немного
дешевле «единого», разница 5-7 евро…
Если вы любите поспать, а потом не
торопясь позавтракать, то можно не спешить и выходить на склон после 12-ти. С
этого момента начинают продавать «послеобеденные» ски-пассы, они начинают
действовать с 12-30, и еще дешевле «долинного» примерно на 5 евро.
Идем дальше. Т.н. мини-ски-пасс.
Распостраняет свое действие на одну небольшую зону катания. Если быть точным,
то он действует на какое-то ограниченное число подъемников, как правило они
перечислены на самом ски-пассе, а на
всех картах зона действия мини-пасса выделена и обозначена. Этот вариант может
быть интересен для начинающих, потому как в зоне действия мини-пасса обычно
зеленые трассы и пара синих.
Нетрудно догадаться, что самый экономный вариант-
это «послеобеденный мини пасс ». Очень удобно для занятий с начинающими,
которые всю ночь тусовались по клубам. В Мерибеле эта радость стоила 11 евро.
Дешевле только даром. И это тоже возможно. Прожив там месяц и поняв логистику
- не проблема научиться кататься на халяву. Как-то раз я пару дней исключительно
из спортивного интереса работал и катался без ски-пасса. Никаких трудностей,
кроме душевного дискомфорта (муки совести), мне это не доставило.
Склоны и подъемники.
Не скажу наверное ничего нового про
идеальное состояние склонов (особенно утренний «вельвет»). Меня очень
порадовала система маркировки и обозначений трасс. Съезжая с подъемника вы неизбежно
встретите большой щит с картой местности (трассы и подъемники, указание места
где вы находитесь, подробный прогноз погоды на сегодня, оценка лавинной
опасности, предупреждения) . Кроме того, все вокруг уставлено столбами со
стрелочками с названием трассы и ее категорией. Зеленая табличка - зеленая
трасса, и т.д. Сама трасса по всей длине промаркирована вешками
соответствующего цвета с обоих сторон примерно через каждые 10 метров. Очень
полезно в условиях видимости близких к
«нулевой», которые иногда
случались…
Просто едешь от одной вешки к другой… Но и это еще не все. Примерно каждая 10-я вешка – с табличкой
соответствующего цвета и цифрой. Цифра обозначает расстояние до конца трассы х
100 метров ( примерно, это я так решил, с рулеткой не замерял). На первый
взгляд- ерунда, а потом привыкаешь : здесь 23, а здесь уже 8. А уж для
любителей статистики и вовсе раздолье…
На перепутьях, там где сливаются или пересекаются две или несколько
трасс тоже весьма сложно уехать не туда.
Кроме всего вышеперечисленного набора, еще будут
большие стрелки указатели, информирующие к какому подъемнику приведет эта
трасса и к какому региону (зоне) она относится… Причем это все будет выставлено с одной стороны на очень удобном
месте, с другой – так, что бы собравшиеся около указателей любители
ориентирования не мешали проезду.
Безопасность.
Все опасности, находящиеся в непосредственной близости от
трассы (как правило это снежные пушки) замотаны, я бы даже сказал укутаны ярко
оранжевыми матами. Небольшая ремарка о безопасности. Ничего не могу сказать об оперативности местных спасателей, ни
разу не наблюдал оказание помощи от начала до конца, но вот сам процесс...
Выглядит это как настоящая спасательная операция из кино, не хватает только
вертолета. Когда увидел это впервые- думал, что кто-то убился, никак не меньше.
Нет, всего лишь растяжение или что-то очень похожее. При этом несколько
спасателей, суперакья с проблесковым маячком оранжевого цвета и еще разная
приблуда. Акья выглядит убедительно. Что-то среднее между бобслеем, автоклавом
и спальным мешком. Человек там максимально зафиксирован и при этом защищен от
всевозможных воздействий окружающей среды. Оранжевый проблесковый маячок, один
в один как на ратраке придает действу драматизм.
К слову сказать, очень хорошо
воздействует на клиентов, которые решили, что после двух часов с инструктором им
море по колено. После краткой лекции на тему : «Он катался без инструктора» на
фоне двигающейся процессии со всей включенной атрибутикой один из клиентов
пролонгировал меня еще на три дня.
Подъемники и окружающий сервис
Немного про подъемники и окружающий сервис.
В подъемниках меня потрясла пропускная способность: подходишь - народу тьма
тьмущая, при этом вся эта толпа безостановочно со скоростью неторопливого
пешехода движется вперед и поглощается
фуникулером. Практически у каждой станции крупного подъемника есть евротуалет с
горячей водой и сушилками (очень удобно продувать маску). На этой же станции с
большой долей вероятности при входе можно найти уголок со столиком и отвертками
(на цепочках). Основные места выпивания
и закусывания ничем меня не удивили, за исключением чудесных огромных веранд с
шезлонгами и столиками, где можно совершенно спокойно сидеть со своим термосом
и бутерами и никто тебя парить по этому поводу не будет. К слову говоря,
стоимость глинтвейна на горе начинается от 2.5 евро за 200 гр , сандвичи от
4.5, горячие блюда не помню, но кажется дешевле 8-ми ничего не встречалось. При
этом там же на горе (Куршевель) можно встретить ресторан высокой кухни, где мои
клиенты за обед вместе со мной (итого трое) расплатились купюрой в 500 евро и кажется без сдачи ( при этом
мой вклад был весьма скромен). Что
примечательно, и у этого ресторана тоже была чудесная открытая веранда с
шезлонгами, где можно было посидеть отдохнуть без последствий для кошелька.
Прокаты.
Расположены на каждом углу, чем ближе к горе тем
дороже, цена зависит от крутизны комплекта и срока аренды. Например, Salomon Poket Roket на один день стоили 19
евро. Дешевле 15-ти евро свежих комплектов я не встречал. Лыжи практически все
(80-90 процентов) этого года, популярные модели. Большинство прокатов
укомплектованы Salomon
и Rossignol. Чуть реже
встречается cтоль
любимый мною Dynastar,
все остальное – надо искать. В прокатах представлена полная линейка, не
проблема найти, например, верхнюю слаломную или фрирайдную модель. К слову
сказать во Франции с гораздо большим трепетом относятся к гигантским лыжам, чем
к слаломным. Но об этом позже.
Инструкторы
Французские инструктора - они же "мониторы" .
Все
нижеописанное основывается исключительно на моих наблюдениях, домыслах и
размышлениях после застольных разговоров с французскими инструкторами на
обоюдноплохом английском и серьезных разговоров со своими клиентами, которые
перед занятиями со мною пару дней брали уроки у французов. После поездки нашей команды в академию
горных лыж и альпинизма Франции ( ENSA) на стажировку в 2000 году, после разговоров с Владимиром Петровичем Алешиным, прошедшим
стажировку там же двумя годами ранее я ожидал увидеть живых богов на горных
лыжах, как минимум. Забегая вперед скажу, что не боги горшки обжигают. Меня
несколько разочаровал подход местных инструкторов к процессу обучения. Целыми
днями, занимаясь на одних и тех же склонах, практически параллельно у меня было
много времени для наблюдений и достаточно много материала, для того что бы
говорить о закономерностях. Так вот.
Собственно об обучении. Обучение нулевых новичков ничем меня особенным не
удивило, собственно все как у нас, за исключением мелочей, о которых постараюсь
упомянуть позже. Но вот обучение условно говоря «совершенствующихся», людей которых уже пора приобщать к
параллельным лыжам, меня несколько говоря расстроило. Весь процесс достаточно
однообразен, происходит по зеленым и изредка синим трассам и выглядит так:
впереди едет инструктор, демонстрируя безупречную технику параллельных лыж, за
ним кое-как ковыряясь и поворачивая где бракажем, где переступаниями едет
клиент (благо склон позволяет).
Иногда (очень редко) инструктор останавливается, очень краткие наставления (не
спеши, плавнее) и поехали дальше. Все. И вот так ВСЕ оплаченное время. При этом
инструктор не делает акцента на вертикальную работу, например, и сам ее не
демонстрирует утрировано приседая. Склон то пологий. Но ученик при всем желании
не врубается, за счет чего поворачивают
лыжи. Старается прилежно подражать, но ведь про разгрузку то ему никто не
говорил и никто ее не ДЕМОНСТРИРУЕТ. При этом техника у инструктора отменная,
улыбка, приятные слова в адрес клиента и все такое. Меня это обстоятельство
очень долго смущало, я думал, что чего-то не понимаю, но со временем все
прояснилось. Напишу простыми словами самую суть. Сам принцип, который
исповедуется у них в школах – максимально долго выкатывать клиента никуда не
спеша, и он сам потихоньку обезьянничая начнет сносно поворачивать. Для начала
на зеленых трассах. А в следующем году, покатавшись две недели за инструктором,
человек освоится на синих. И так далее. Никто не спешит научить «туриста» всему в максимально короткие сроки.
Начинающий - очень хорошо, за две недели будешь уверенно поворачивать на
склонах в 5-7 градусов. Европейцы - они не «руссо туристо» . Если они по «красной»
трассе с инструктором не катались, потому что инструктор говорит, что мол
опасно и рано еще- они за инструктором так и будут по «синим» елозить, пока он
– инструктор, не разрешит. А он в этом
году не разрешит, потому, что ему в следующем году надо тоже на хлеб с маслом
чем-то зарабатывать. Машина по выкачиванию денег из клиента.
Еще факт: ни разу
за месяц я не видел инструктора демонстрирующего клиенту какие-либо упражнения:
подготовительные, отвлекающие и т.д. Или плуг, или параллельные лыжи. И все Нет, не все. Совсем нулевого человека еще
могут целый день выкатывать по ровному столу с уклоном градуса в 3 (три),
всячески поддерживая сзади, спереди, держась руками за палку вместе с
инструктором и т.д.. «Целый день!» - думал я с ужасом, когда столкнулся с этим
впервые. «Целый ОПЛАЧЕННЫЙ день» - понял я позже.
Несколько ремарок на эту
тему. Конечно же, на мой взгляд, это
политика школы, а сами инструктора классные ребята. Хотя при этом глядя на неторопливость и вальяжность
мэтров, которые получают максимальный
процент с клиента и имеют преимущества в получении этих клиентов – возможно им
ничего больше и не надо… Несмотря на обилие русскоязычной публики, русский язык
учить особенно никто не стремится, не надо им это. Далеко не все знают
английский, при том, что английских туристов - пруд пруди…
Собственно техника
катания инструкторов. То, что они безупречные демонстраторы, было понятно сразу,
хотелось узнать как они отжигают сами по себе. Разными экспериментальными
путями я уяснил для себя и этот вопрос. Безусловно, на трассе слалома-гиганта с
ними тягаться бесполезно. Практически 100% инструкторов - бывшие спортсмены, а
гигант во Франции- «священная корова», королевская дисциплина и т.д. Слалом -
так себе, а вот гигант…С этим вопрос был ясен сразу. Хотелось узнать как они на
буграх, расколбасе, и «оффписте». Если
коротко. Конечно везде они очень уверенно и
на достаточно высокой скорости не теряя
контроля ни на секунду вполне себе отжигают. Но сказать, что здесь они выше нас на голову
– смело скажу "нет". Есть много наших инструкторов, в том числе и из нашей
команды, которые могут проехать так же уверенно и технически чисто. Это меня
тоже сначала удивило, все-таки они живут в горах и за пару лет накатывают
столько, сколько большинство из нас за свою жизнь.
Ответ тоже оказался прост:
им это не надо. Потому что по фрирайду есть свои, отдельные инструктора. Так же
как и по карвингу. Это не шутка. Один наш русский клиент попал ко мне
отчаявшись, потому, как три дня подряд ему не могли предоставить инструктора
заниматься конкретно карвингом: инструкторов мало, все заняты, приходите
завтра. Я даже не поверил сначала. Прикинулся валенком, сам сходил - все
подтвердилось. Честно говоря, тема инструкторов для меня неисчерпаемая, писать
можно еще очень много, не уверен что всем это интересно, желающим расскажу еще
подробнее за рюмкой чая про психологию клиентов, и про сдачу евротестов , и про
то, что думают французские инструктора про русских инструкторов…
В завершение
скажу, что в «Трех долинах» инструктора одеты в комбинезоны «Спайдер» и
катаются в большинстве своем на Rossignol
9X.
Публика.
Попытка описания русскоязычной публики, которую
удалось пронаблюдать. Конечно же все очень разные. Две основные крайности:
увлеченный горнолыжник с низким доходом, который весь год, а может и не один
год, копил на эту поездку и долго о ней мечтавший и человек, попавший в
Куршевель потому что в этом году это модно и не врубающийся - зачем нужно
себя мучить какими-то горными лыжами, когда можно чудесно загорать в шезлонге с
шикарным видом на Альпы. В большинстве своем приходилось наблюдать как раз за
этими двумя категориями, потому как жили мы по программе «эконом» в 30-ти
минутах от Мерибеля как раз в местах обитания первой категории, а работать в
основном приходилось со второй категорией.
Путешествия.
Прожить месяц во Франции и не отметиться в
Париже – мы бы себе этого никогда не простили. В второй половине марта, когда
поток клиентов уменьшился, мы устроили
себе «парижские» выходные. Предварительно мы уже устраивали краеведческие
вылазки по окрестным городам и весям, преимущественно автостопом. В столицу мы
тоже изначально двинулись "стопом", но по ходу пьесы для ускорения процесса
воспользовались скоростным поездом TGV. И тот и другой способ передвижения заслуживает внимания. Автостоп.
Перемещаться по провинции «стопом» достаточно беспроблемно. Подбирает как правило или молодежь или
иностранцы. Мы и сами, когда один день катались на прокатном Рено подвезли
какого-то француза, правда поговорить кроме как о снеге и лыжах больше ни о чем
так и не смогли, вследствие языковой пропасти. Возвращаясь к автостопу. При
перемещении в Париж, выяснилось, что уезжать из больших городов гораздо
сложнее, возможно сказалось отсутствие опыта заграничного хичхайкинга, поэтому
добравшись до старой столицы провинции Савоя города
Шамбери мы пересели на поезд.
И не пожалели. Около 700 км за три часа- "внушаить".
Крейсерская скорость- 252 км/ч. Одна остановка на две минуты в Лионе. Основные
впечатления. Полное отсутствие шума в целом и стука рельс в частности - может у
них технология бесшовная :).(специально
выходил в тамбур - шум есть, стука рельс нет) Вагон второго класса – атмосфера
люксового комфортабельного автобуса: анатомические самолетные кресла,
просторно, индивидуальные столик и освещение, разве что телевизора не хватает.
В составе около десяти вагонов. При этом
один из них – бар, и отдельно - ресторан
( и это при том, что время в пути из конца в конец всего около 4-х
часов). В баре я из спортивного интереса приобрел баночку пива за 2 евро и без
проблем расплатился Visa Electron.
На скорости 252 км/ч! Стоило это
удовольствие 55 евро в один конец. И 62 в другой. Потому как цена на "паровоз" у
них зависит от времени суток и дня
недели. Самые дорогие билеты из Парижа соответственно в пятницу вечером. Париж.
В городе мы провели ровно двое суток, практически весь обошли пешком, хотя
иногда и очень спешили, потому как хотелось везде успеть.
Основные впечатления. Предупрежу сразу, что
они достаточно субъективны, возможно связаны с погодой, временем года и
пониженным уровнем алкоголя в крови :)
Эйфель снизу. Днем не внушает совсем, серая фигня типа Шаболовской, только побольше, вечером когда
зажгли- немного есть. Нотр-Дам. Снаружи тоже так себе, возможно не хватало
солнца и светотеневого рисунка.
Внутри немного веет эпохой, но с одноименным романом г-на Гюго совершенно не
ассоциируется… Ну и так далее. Лувр, Мулен Руж, французские женщины и
французский шарм – все это похоже на вымысел и глубокое заблуждение
современников. Ну вот например, Елисейские поля… Джо Дассен, генерал Де Голль и
еще много-много всего всплывало у меня до поездки при этом названии. Теперь,
пройдя эту улицу вдоль и поперек все стало проще. Ничем не лучше Тверской,
улица и улица, витрины бутиков, пробки и ВСЕ. Никакой романтики. Да и Монмартр
на поверку оказался Арбат Арбатом. Наверняка,у любого дочитавшего до этого места читателя, возникает немой вопрос: "Неужели все так
плохо, там на Парижщине?"
Все-таки кое-что, "трогающее струнки", для себя я обнаружил, причем в совершенно
неожиданном для себя месте. Вошли мы с утра в местное метро, точнее не совсем в
метро. У них там в Париже два метро. Одно собственно метро, а второе - типа
метро, но пригородное. За городом оно как электричка, а потом под землю и
получается альтернативное метро, местами пересекающееся с настоящим.
Называется это «ненастоящее метро» RЕR.
Ходит по расписанию, которое висит наверху, при входе на станцию и имеет, на
мой взгляд, очень прикольную систему идентификации поездов. Направления поездов
определяются по конечной станции назначения, но сами поезда носят женские
имена. Поясняю. Поезд до Зеленограда будет обозначен как «Аннушка», а поезд до
Одинцово будет называться «Люси». И спустившись только вчера с гор, очень
сложно разобраться , можно ли на «Марусе» доехать из Бирюлева до Тверской. Мы в
итоге доехали:)
но я хотел о другом. О некотором несоответствии Парижа в реальности и того
Парижа, который у нас в голове. Так вот, спускаемся мы с утра на станцию RЕR, и меня «накрывает»… Вот оно. Париж.
Андеграунд. Бессон. «Подземка».
Абсолютно пустая станция, границы
пространства растворяются в темноте, и две платформы с красными опорами…И
именно там, в катакомбах и хитросплетении тоннелей идет совершенно другая
жизнь... Не являюсь большим любителем кинематографа в целом и Бессона в
частности, но вот тут-то я и почувствовал, что все события происходили именно
здесь. И совсем недавно… Похожие ощущения, только намного менее яркие возникли
у меня рядом с Люксембургским дворцом, где
проходили некоторые эпизоды из жизни молодого гасконца и его друзей
-королевских мушкетеров.
Вот пожалуй два момента, когда я почувствовал что нахожусь в
«вечном» городе… Еще немного о Париже. Точнее о парижских кафе, парижанах и
нравах… С появлениями первых признаков весны, у всех кафе тут же организуются
летние верандочки и террасы, собственно особенно ничем не отличающиеся от
наших. И вся публика, не смотря на температуру близкую к нулю, тут же
перебирается на улицу. В пальто, шарфах, укутавшись в пледы…Но и это еще не
все. Террасы как правило вплотную примыкают к тротуару и зачастую ничем не
огорожены. Так вот самые «козырные» места- это места у тротуара. Но «у
тротуара» это слабо сказано- это места на тротуаре! В буквальном смысле этого слова. Настолько, что пальто и плащи
прохожих задевают столики и сидящих. Так вот, из двадцати уличных столиков
заняты в первую очередь будут те три, которые «на тротуаре». И люди будут
невозмутимо пить кофе(пиво) и иногда даже есть за этими столиками с
нескрываемым удовольствием. А потом откинутся на стуле, развернутся
вполоборота, выставят ноги на тротуар и будут так же невозмутимо курить,
наблюдая как прохожие перепрыгивают через их конечности и иногда наступают на
них же (конечности). Такой вот
своеобразный эксгибиционизм. Это у них видимо в крови. Потому как окна никто не
занавешивает, все напоказ… Два семиэтажных дома друг напротив друга на узенькой
улочке- ни одного занавешенного окна… А если стесняются, значит или "руссо
туристо", или замышляют что-то нехорошее :)
Все. Наконец-то к
этому моменту, описав примерно 20 процентов своих впечатлений я смирился и
осознал правоту К.Пруткова:" Нельзя объять необъятное". И уж тем
более нельзя его описать. С удовольствием отвечу на возникшие вопросы по теме и
около. Буду благодарен за обнаруженные неточности, "ашипки" и
"ачепятки….
P.S. Нельзя, но я все-таки
постараюсь. Так и быть, не буду писать про офигительные окошки с непременными
цветами, про чудесные фонари на улицах… Но…
Про горнолыжные детские сады я как практикующий отец
промолчать таки не смогу. На курортах сделано все, что бы ребенок мог
чувствовать себя полноправным членом горнолыжной братии. Горнолыжные ясли
начинаются с 3-х лет.
Большинство не в состоянии самостоятельно переносить инвентарь, но это не проблема… Их ждут,
им помогают, поднимают, пристегивают… Собственно территория г-лыжных яслей. Внизу, на поляне, затянута
со всех возможных сторон улавливающей сеткой, практически ровный участок с
небольшим уклоном. Обязательно подъемничек- или трос или транспортерная лента.
2-3 инструктора-воспитателя на группу из 10-12 человек. Все детеныши в шлемах,
очках, с номерами. На шлеме маркером написано имя. Простые незатейливые развлечения- проехать по прямой,
подпрыгнуть, попасть в надувные ворота-домик.
Дети счастливы, съезжают, спешат на подъемник, ждут в очереди команды на старт. Все
вокруг обложено различными надувными лабиринтами и т.п. Для групп чуть
постарше(4-5 лет) уже ставят надувные препятствия( повернуть.,присесть). Ну а
уверенных в себе лыжников катают по "взрослым" трассам.
Два инструктора, впереди и сзади, четкий
инструктаж перед каждым отрезком и гуськом…
Кроме слез умиления, очередной раз было
обидно за родную державу и за наши пафосные курорты "европейского
уровня". Потому как оборудовать детскую площадку тремя надувными
фиговинами стоит копейки, просто никому в голову это видимо не приходит…
Ну и совсем последнее. Не только для детей, но и для других
членов общества, которые условно говоря "слабые и убогие" сделано
все, что бы они себя таковыми не ощущали. На любом паркинге самые удобные
места- это места для инвалидов. И не дай бог запарковаться там обыкновенному
человеку- квитанция на 185 евро. Я как-то ночью криво запарковался перед
подъездом и переднее колесо чуть залезло на "инвалидную" парковку.
При этом места рядом оставалось на "Икарус". Так вот. В 5 утра я
запарковался, а в 8 у меня под дворником уже был квиточек на 35 евро. Все
знакомые французы сказали, что мне просто повезло…
|