КУРОРТЫ

09.12.2003

<< Назад
>> Обсудить

Иран-003. Разное…

 Предисловие

 Так уж получилось, что за прошедший год мне трижды довелось побывать в Иране. И поскольку основные впечатления остались от первой поездки, то они и легли в основу этого материала. Но некоторые фрагменты были добавлены по итогам последующих поездок. Я все это к тому, что местами возможны некоторые нелогичные временные переходы, не судите строго. Тем, кому кроме горных лыж ничего в принципе не интересно, рекомендую пропустить прелюдию и начать чтение с главы 4.

Глава 1. Предистория

 Что мы знаем об Иране? Что я знаю об Иране? – Этот вопрос задавал я себе несколько раз в течении суток, за которые надо было успеть получить иранскую визу, отменить все дела и личные встречи, пристроить ребенка и т.д. Ассоциативный ряд был достаточно скупым. Тегеран-43, Аятолла Хомейни, персидские ковры. Вдогонку вспомнилась ирано-иракская война и Грибоедов, нашедший там свою смерть . Напоследок в посольстве мне сообщили, что за ввоз алкоголя, если повезет, то посадят в тюрьму, а если не повезет- то повесят в ближайшую субботу на одной из центральных площадей Тегерана  (прилюдно ессно).

  Учитывая все вышеперечисленное, и счастливое стечение обстоятельств (наш спецборт летел в Тегеран через Дели, где была посадка на сутки) за тридцать часов я успел уничтожить свою месячную дозу алкоголя. После этого даже думать о нем мне было мучительно больно… Дальнейшие впечатления я попытаюсь, систематизировать по тематике, насколько это получится.

Глава 2. Авиа…

  Точно так же как театр начинается с вешалки, страна и город начинаются с аэропорта. В силу вышеперечисленных причин впечатлений от прибытия у меня - никаких,  только иммиграционная карточка заполненная нетвердой рукой, которую никак нельзя было потерять (видимо также под страхом прилюдного повешения). Зато очень много аэропортовских впечатлений от убытия. Улетали мы обычным гражданским рейсом в город Стамбул, потому как прямого «Аэрофлота» в ближайшие два дня не было. Авиакомпания “Turkish Airlines” взялась доставить нас в Москву с пересадкой в Стамбуле. Стоило это всего на 50 у.е. дороже чем прямой рейс родной авиакомпании.

К слову сказать, о сделанном выборе мы не пожалели. Оба самолета взлетели точно по расписанию, полупустые Боинг 737, хорошая кормежка (имелась специальная бумажка, которая гласила, что при приготовлении данного ужина-завтрака ни одного поросенка не пострадало). Между  рейсами был промежуток примерно полтора часа, из них минут сорок можно было спокойно погулять по фри-шопам между алкоголем, парфюмом и прочими радостями жизни. Кстати о duty-free. Стамбульские цены и так выше московских, да еще и привычный  нам значок $ везде заменен на «евро». Лично у меня интерес сразу пропал…

 Багаж сданный в Тегеране, каким то неведомым мне способом

переместился из одного самолета в другой без нашего участия и мы с ним встретились только в Москве.. Но вернемся к аэропорту.

Вылет у нас был в 5.15.  Заказав по совету «старших товарищей» такси на 3.00 мы немного переживали, успеем ли и все такое. Так вот. В 3.30 мы выгрузились из такси.

К 3.50 мы уже успели: сдать 97 кг. багажа на троих ( о перевесе речи никто не завел), зарегистрировать билеты, пройти паспортный контроль, пройти спецконтроль  и выпить

свежевыжатого сока  на нейтральной территории!!! И это при том, что это восточная страна, где никто никуда не торопится (кроме нас), что параллельно полным ходом шла регистрация рейса на Милан, и прочие мелочи (на спецконтроле, например, меня попросили снять ботинки и поставить их на «просветку»). Почему так не бывает у нас, но бывает во многих «странах третьего мира»? Риторический вопрос.

Глава 3. Специально для auto.ru

  Следующая часть моего рассказа будет посвящена автомобилям и автомобильному движению. Отсутствием логики в поведении водителей на дороге в большинстве восточных стран, меня не удивить. В конце концов эта культура вождения, точнее ее отсутствие дошла и до нас. Глядя на потоки авто в Тегеране, нельзя сказать, что там царит полный хаос, как, например, в Индии или Египте. Но при этом абсолютно нормально из третьего ряда поворачивать направо,  и  наоборот.  Народ друг друга достаточно активно и безжалостно подрезает и притирает, но возмущаться по этому поводу, и уж тем более бибикать, размахивать руками почему-то не принято. Хотя персы – народ достаточно эмоциональный. Особую пикантность движению добавляют вездесущие мотоциклисты. Дело в том что они приравнены к пешеходам, и сбивать их никак нельзя, и они (мотоциклисты) этим достаточно активно пользуются, просто не обращая внимания на остальных участников дорожного движения. Нажмите, чтобы увеличить. Чтобы увеличить фотографии - щелкайте по ним.

Собственно о правилах дорожного движения. Они есть. Умещаются на четырех страничках машинописного текста и носят преимущественно рекомендательный характер.

Основополагающим  является правило «подбитого носа». Смысл в том, что виноват тот, у кого разбита «морда» машины. Или же, прав тот у кого «морда» впереди. Т.е. как только ты при перестроении, например, засунул «нос» авто перед соседом справа (слева), так ты уже имеешь преимущество. Соответственно все так и ездят, так и норовя свой «нос» везде воткнуть. Что касается автопарка. Из новых машин преобладают 206-е и 405-е Пежо, собираемые здесь же по отверточной технологии. Небольшая ремарка про 206-е. В Иране у них у всех имеется дополнительный воздухозаборник на капоте, точь в точь как на раллийных турбированных  авто. Я сперва по простоте душевной восторгался такому обилию «заряженных» авто. Потом выяснилось, что этот воздухозаборник – что-то типа опции для южных стран J Остальной автопарк – как правило разномастные корейцы…   У джипов монополия принадлежит старому «квадратному» Nissan Patrol, собираемому тут же по лицензии. Есть в Иране и свой родной автопром, что-то типа наших «жигулей», народная марка, называется PEIKAN, наши соотечественники кличут их пеликанами, с виду похожи на ИЖ-Комби (если кто помнит). У нас был водитель на этом самом «пеликане», пробег у него был 238 тыс. км., при этом и внешний вид и ходовые качества этого не выдавали. И это автомобиль-такси! И опять же - почему даже в Иране могут?

Еще одно наблюдение. На всех внедорожниках, независимо от возраста и размеров, одна и та же резина – Bridgestone Desert Dueler .  Другой не бывает! Много старых «американцев» 60-х годов, наверняка есть и раритеты, просто я в них не очень то понимаю. Из редких  машин для меня было очень интересно встретить Шевроле K-5 (для фанатов). Дорожные знаки в большинстве своем достаточно информативны, с указателями тоже проблем нет, во всяком случае, в Тегеране.

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.Нажмите, чтобы увеличить.

   И еще необычное наблюдение: женщин за рулем значительно больше чем в Москве, примерно процентов 40!!!

 

 

 

Глава 4. Специально для snowpro.ru

 Ну вот, я и добрался до самого интересного. Все началось с вот этого плаката на одной из центральных магистралей, типа Ленинского проспекта. Нажмите, чтобы увеличить.  Смысл  до меня сразу не дошел, но удивило наличие лыж, снега и горы на одном рисунке. Смутные сомнения начали терзать мою душу. Тем более что горы - вот они, практически на окраине Тегерана.  Но горные лыжи в стране победившего исламского фундаментализма… Это в моей голове не укладывалось.

И совершенно напрасно. Со слов просвященных в окрестностях (100-200км) Тегерана имеют место быть 3(три!) горнолыжных курорта.  Надо ли говорить, сколько сил было приложено, для того, чтобы не упустить такой шанс. Нажмите, чтобы увеличить.Были допрошены посольские работники, которые подтвердили ранее полученную информацию: действительно есть горнолыжные курорты, действительно там катаются на горных лыжах.  Курортов оказалось действительно три, два из них мне удалось увидеть, на одном из них покататься. Все они расположены на севере-северо-востоке от Тегерана. По горной дороге, местами похожей на дорогу в Красную Поляну, часа через полтора попадаешь в первый из них - Шамшак.Нажмите, чтобы увеличить. Сам поселок с кучей всевозможного жилья (отели, отельчики, и домики-коттеджи альпийского стиля ) находится несколько в стороне от основной дороги из Тегерана, которая проходит практически около станции посадки одной из креселок. Машины все бросают вдоль дороги, несколько будок-ларьков с древним прокатом, касса и нижняя станция. Здесь то мы собственно и катнули.

Ски-пассы только на целый день, стоит около 5 у.е.Нажмите, чтобы увеличить.Прокат древний, после долгих поисков по различным ларькам удалось найти единственные карвы. Оказались Фишера ростовки 195, из ранних, по-моему.. С ботинками такой везухи не было. Все древнее, где-то клипсы нет, где-то разодрано и т.д.  После долгих торгов за два комплекта на два часа (больше не было времени) было уплачено 20 долларов. Сумма по местным меркам невиданная, но на иностранцах принято наживаться. В качестве компенсации мы себе  выторговали  очки в комплекте. Хлопцы из проката, тут же предложившие свои инструкторские услуги были цинично посланы просьбой предъявить корочки ISIA.

  Ботинки обуты, крепления отрегулированы, ски-пасс специально обученный человек достаточно ловко прикрепил мне на молнию куртки при помощи кусочка проволоки (выдается в кассе) Нажмите, чтобы увеличить.…И вот долгожданный момент…Очередь три человека, проверка билетов и я на территории. До подъемника – метров сорок, по дороге- кафешка со столами на улице и внутри, указатель WCНажмите, чтoбы увеличить.,  большой плакат с цитатой Хомейни, что-то типа «в здоровом теле - здоровый дух». Подхожу к подъемнику (парнокреселка), наблюдаю очередь, не то что бы очень большую, но…  Присмотревшись внимательно понимаю, что очередей две, между ними заборчик примерно по плечо. Нажмите, чтобы увеличить. и-или. и-или.  Хм, подъемник один, очереди две. Очереди две, подъемник один.Нажмите, чтoбы увеличить. Причем одна из очередей больше. Сначала я решил, что одна из очередей какая-нибудь блатная, типа «без очереди». Присмотревшись внимательнее все стало на свои места - очереди разделялись по половому признаку. Мужская ессно длиннее.  И соответственно при посадке на Нажмите, чтoбы увеличить.кресла садятся или два мальчика или две девочки. Это было достаточно неожиданно для меня, но не сильно удивительно, потому что в Иране я был уже две недели, а на Востоке не в первый раз. Но сама постановка вопроса меня заинтересовала и я провел небольшое исследование темы. И вот что получилось. С давнишних времен ( еще при аятолле Хомейни)  все было гораздо проще. Были разделения по подъемникам. То есть были подъемники «мужские» и подъемники Нажмите, чтoбы увеличить.«женские».  Не уверен на счет склоновJ  А с недавних пор, когда новый президент Ирана г-н Хаттами объявил курс на строительство (внимание!) исламского демократического государства, в некоторых вопросах морали начали наблюдаться послабления, которые дошли и до горных лыж, вот и стали подъемники общими. Глядишь, скоро в одной очереди будут стоять…

  Не могу не отвлечься на тему женщины в Исламской Республике Иран.  За годы правления достаточно светского президента Хаттами исламистов с их порядками немного поприжали. И общество сразу же на это охотно откликнулось. Сначала вместо чадры начали появляться платки, теперь даже днем можно встретить женщину не только в темно-синем платке, но и в более веселых цветах  (всего пару лет назад платки могли быть только черными!)  По вечерам встречаются девушки в коротких (по колено) пальтишках из-под которых видны голубые джинсы. Небывалый разврат по былым меркам. А уж с каким нескрываемым любопытством вся эта братия толпится у сияющих витрин с нижним бельем! И это посреди улицы… Я все это к тому, что разгул демократии. И плавно возвращаюсь в лыжную тематику. Не забывая про женщин.

 Если происходящие в стране процессы  охарактеризовать как разгул демократии, то происходящее на горнолыжных курортах иначе как развратом и не назовешь (шутка).

На многих прогрессивно настроенных девушках вместо традиционных платков на голове легкомысленные г-лыжные шапочки, из под которых видны пряди волос (в былые времена за такое камнями бы забили или по улицам бы таскали за эти самые волосы). . Нажмите, чтoбы увеличить.  Нажмите, чтoбы увеличить. Но и это еще не все. Я видел отважных лыжниц в модных обтягивающих горнолыжных штанишках и коротеньких курточках до талии. Т.е. попа - вот она, на всеобщее обозрение. Поверьте, друзья, для страны где женщины в наши дни купаются в платках и в черных платьях до пят (в них же и загорают, абсолютно серьезно), а наиболее продвинутые -  в джинсах и блузках (обязательно непросвечивающих) – это очень смелый шаг. Если не сказать большее. Почувствовав ветер перемен, иранская молодежь потянулась на горнолыжные курорты за свободой. Народ даже начал практиковать вкушание сладких запретных плодов в альпийских коттеджах.

На это власти уже никак не могли закрывать глаза, на всех курортах была создана специальная полиция нравов ( скорее стукачи), кажется даже кого-то прилюдно казнили :(. Но атмосфера свободы осталась.

 О чем это я ? Ах да, покатушки в Иране. Нацепил я лыжи и давай отжигать!

За день до этого был большой снегопад, отличная солнечная погода…

Нажмите, чтoбы увеличить.Нажмите, чтoбы увеличить.Нажмите, чтoбы увеличить.
Нажмите, чтoбы увеличить.Нажмите, чтoбы увеличить.

Перепад высот в полкилометра, весь курорт расположен на склоне хребта, подъемники  расположены практически параллельно друг другу в сообщающихся кулуарчиках. Можно чудесно путешествовать с одного на другой, а можно прозевать кулуар и не попасть туда куда хочешь. Рельеф переменный, но достаточно спокойный, без ярко выраженных крутяков и «столов». Трассу ратрачат, но собственно ратрака я не видел. В очереди в разгар выходного дня можно было простоять минут 20, но это только в «пиковое» время. Женская очередь практически везде вполовину короче мужской, а на некоторых подъемниках и вовсе отсутствовала. …Нажмите, чтoбы увеличить. На склонах народ вообще не заметен, простору много. Но больше всего там целинных полей. Местные любители горнолыжного отдыха еще не просекли, насколько это круто, и я этим воспользовался…Нажмите, чтoбы увеличить.Оставив сначала свои следы на самых видных  и доступных местах, потом я поехал искать приключений вдали от основных «караванных» путей. Очередной раз  поднимаясь на подъемнике, с чувством «глубокага удаулетворения»  обнаружил желающих повторить мои подвиги.

Почувствовав себя миссионером догнал группу начинающих иранских фрирайдеров.

В двух словах попытался объяснить им технику пилотирования в целине. Исчерпав весь словарный запас, вспомнил методику: меньше слов, больше дела. И тут же применил ее, пытаясь оставлять за собой красивые дуги среднего радиуса…

 Время подходило к концу, внизу меня уже ждали. Пока я получал «втык» от друзей, которые меня сюда привезли (ты куда делся, мы тебя потеряли, сказал пару часиков…),

подъехали ребята, вкусившие целины. И приобщили меня к апре-ски по-ирански. Нажмите, чтoбы увеличить.

Я собственно и не надеялся на что-нибудь, кроме чая. Но все не так просто. Во первых-

кальян. На склоне, под солнышком, красота… Никак не хуже глинтвейна вставляет.  Ну а если хочется чего-нибудь из стакана, то на этот случай практикуют какао. Ароматный напиток наливают из специального прозрачного дивайса, где оно поддерживается в горячем состоянии и постоянно перемешивается (простите великодушно, не успел сфотографировать). Ну а  закончился этот горнолыжный день чудесной зарисовкой.

На стоянке. Мимо нас проходят две отвязные иранские девчонки, с лыжами на плечах, без головных уборов, усталые но довольные. Подходят к соседнему с нами джипу. Старый квадратный Ниссан-Патрол, зверь а не машина. Не спеша открывают, бросают лыжи, достают вещи, начинают переодевать ботинки. Двери открыты. Из машины доносится восточная музыка. Одна другой говорит (примерно, со слов переводчика):

-  Ты что за отстой включила? 

- Хочешь, сама включай!

Подруга лезет в машину, местная музыка затихает, пауза секунд 10…

Потом просто взрыв. Я думал меня снесет звуковой волной. Что-то очень громкое и жутко современное, но сразу не различимое… Через пару секунд, когда слух адаптировался, я тихо о#ue1(извините, но сейчас вы меня поймете). Я очередной раз понял, насколько наша жизнь чудесна и удивительна…

Моя грудная клетка прогибалась от воздействия низких частот, а по мозгам прямотоком било на родном языке: « Я СОШЛА С УМА-А »   На том и расстались. Переводчик так ничего и не понял…

 Завершая описание впечатлений от Шамшака, немного статистики. Курорт расположен в 60-ти км северо-восточнее Тегерана. Открылся в 1337 году :) (цитата из пресс-релиза), по-нашему в 1958. Высота курорта 2550 метров, верхняя точка подъемника 3050. Собственно подъемников семь: 2 ski-lift (парнокреселки), 3 dish teleskis (тарелки по-нашему) , 2 hammer teleskis (типа швабры). Курорту в 1996 году был присвоен статус международного. Официально катальный сезон длится с 22 ноября по 4-е апреля.

Из Шамшака мы направились на самый крупный иранский горнолыжный курорт - Дизин.

В силу ограниченности во времени, покататься на нем нам не удалось, но прокатились на фуникулере, оценили масштабы (скажу сразу - офигительно). Миллион подъемников, просторы…

Самое прикольное, что подъезжать на курорт можно как к верхней станции (дорога практически по хребту, идет через Шамшак, собственно мы по ней и приехали), так и к нижней (дорога по ущелью). Причем это очень разные дороги, куда они ведут никто не знает (шутка), разница в километраже около 50-ти километров. Если ехать через Шамшак (верхняя дорога), то 71 км, а если через Гаджереш (нижняя дорога), то  123 км. Но верхняя  дорога проездная только для джипов и иногда для легковых, а на нижней даже у автобусов не возникает проблем с проездом (зато с парковкой беда).

Дизин - это супер! Сердце обливалось кровью, наблюдая из кабины фуникулера все масштабы. Перепад - почти километр (2650-3600м), 13 подъемников, из них 3 фуникулера, 2 креселки, 8 буксировочных подъемников. Первый подъемник был построен в 1969 году, несколько лет назад Дизин прошел сертификацию FIS и…

В 2002 году в Дизине прошел этап Кубка Мира! Правда не по горным, а по травяным лыжам. Называется это Grassski World Cup, проходят эти соревнования под эгидой FIS, ну и там все по настоящему, как на обычном Кубке Мира по горным. Кстати, Иран претендует на проведение этапа в Дизине. Имеется вся инфраструктура, и даже пара сетевых отелей, то ли Хилтон, то ли Мариотт, то ли еще что-то. Европа, блин.

Я думаю, что схема курорта добавит реалистичности моему рассказу схема склонов Дизина. Для любопытствующих- сайт Федерации Горных лыж Ирана

Ну а официальный сезон в Дизине длится с 22 ноября по 22 мая.

Из крупных курортов в окрестностях Тегерана еще стоит отметить Абу-Али, первый в Иране горнолыжный курорт (открыт в 1953-году), «колыбель горнолыжного спорта Ирана» - цитата из пресс-релиза. Расположен в 75-ти км от Тегерана по North Road, т.е. на севере. Перепад высот 2400-2650, сезон с 22 декабря по 19 марта, 9 подъемников.

 Еще по всему Ирану разбросано 16 оборудованных катальных зон, (от одного бугеля min до трех креселок max). В Тегеране было обнаружено два специализированных горнолыжных магазина: Rossignol  и Salomon. Все свежак, никакого отстоя, цены примерно московские.

 Что еще интересно-необычного?  Лыжные багажники в Иране не очень-то распространены, как и  багажники на крышах в целом. Поэтому частенько лыжи (иногда несколько пар) торчат из заднего окна или из багажника. Но наиболее веселую картину представляет 206-е Пежо, из которого лыжи торчат вертикально! Попытаюсь поподробнее, что бы все представили в красках. Лыжа вставляется в открытое заднее окно абсолютно вертикально, скользяком наружу. Рядом ставится вторая. Рядом еще две. Это если катающихся двое. Если четверо, то задействуется вторая сторона авто. С двух сторон забор. С непривычки смотрится более чем необычно. Когда я увидел ЭТО впервые, то мозг долго отказывался идентифицировать объект. К великому сожалению фото не сделал. Так стоял и смотрел с открытым ртом…

Глава 5. Вместо эпилога

       Ну и еще, под занавес, немного авиационных впечатлений. Не могу сдержаться…«Аэрофлот» - отстой. Постоянно забитый битком Ту-154, наличие обратного билета из Тегерана с фиксированной датой не гарантирует благополучного возвращения на Родину, надо за пару дней до вылета посетить офис лично и подтвердить свое желание улететь (типа забить место). Ну и традиционный бардак на регистрации, вскрытый  и распотрошенный багаж…Мне довелось совершить несколько внутренних перелетов  на национальном  авиаперевозчике- IranAir. Продолжительность перелетов 1час 15 минут плюс минус10 минут (страна-то небольшая). Летают большие аэробусы А-310 (или 320), пассажиров человек 250 – самолет битком. При этом ни на регистрации, ни на посадке у трапа, ни на спецконтроле никакого столпотворения не наблюдается. В самолет посадку начали минут за десять до времени вылета, и при этом вылетели по расписанию. Независимо от времени перелета (минимальное было 1час 05мин) в самолете приличная кормежка. Аэропорты даже в самой зачуханной провинции очень современные, чистые и красивые. Я уж не говорю про тележки и прочий сервис. Сразу вспомнился любимый аэропорт МинВоды, причем это не самый запущенный вариант. За державу обидно…

Ну а главный вывод один: если есть деньги и желание чего-нибудь нового и необычного, то Иран очень интересный вариант в  соотношении цена-качество. Сама страна достаточно дешевая, картину омрачает перелет из Москвы: 700 $ минимум (туда-обратно). Для любителей приключений есть варианты подешевле (через Астрахань или Стамбул),Нажмите, чтoбы увеличить.

Но об этом в следующий раз.…

Андрей Коляда (SnowRanger)
инструктор по горным лыжам.
Союз инструкторов горных лыж и сноуборда.
>> Обсудить
<< Назад