КУРОРТЫ | ||
09.12.2003
ПредисловиеТак уж получилось, что за прошедший год мне трижды довелось побывать в Иране. И поскольку основные впечатления остались от первой поездки, то они и легли в основу этого материала. Но некоторые фрагменты были добавлены по итогам последующих поездок. Я все это к тому, что местами возможны некоторые нелогичные временные переходы, не судите строго. Тем, кому кроме горных лыж ничего в принципе не интересно, рекомендую пропустить прелюдию и начать чтение с главы 4. Глава 1. ПредисторияЧто мы знаем об Иране? Что я знаю об Иране? – Этот вопрос задавал я себе несколько раз в течении суток, за которые надо было успеть получить иранскую визу, отменить все дела и личные встречи, пристроить ребенка и т.д. Ассоциативный ряд был достаточно скупым. Тегеран-43, Аятолла Хомейни, персидские ковры. Вдогонку вспомнилась ирано-иракская война и Грибоедов, нашедший там свою смерть . Напоследок в посольстве мне сообщили, что за ввоз алкоголя, если повезет, то посадят в тюрьму, а если не повезет- то повесят в ближайшую субботу на одной из центральных площадей Тегерана (прилюдно ессно). Учитывая все вышеперечисленное, и счастливое стечение обстоятельств (наш спецборт летел в Тегеран через Дели, где была посадка на сутки) за тридцать часов я успел уничтожить свою месячную дозу алкоголя. После этого даже думать о нем мне было мучительно больно… Дальнейшие впечатления я попытаюсь, систематизировать по тематике, насколько это получится. Глава 2. Авиа…Точно так же как театр начинается с вешалки, страна и город начинаются с аэропорта. В силу вышеперечисленных причин впечатлений от прибытия у меня - никаких, только иммиграционная карточка заполненная нетвердой рукой, которую никак нельзя было потерять (видимо также под страхом прилюдного повешения). Зато очень много аэропортовских впечатлений от убытия. Улетали мы обычным гражданским рейсом в город Стамбул, потому как прямого «Аэрофлота» в ближайшие два дня не было. Авиакомпания “Turkish Airlines” взялась доставить нас в Москву с пересадкой в Стамбуле. Стоило это всего на 50 у.е. дороже чем прямой рейс родной авиакомпании. К слову сказать, о сделанном выборе мы не пожалели. Оба самолета взлетели точно по расписанию, полупустые Боинг 737, хорошая кормежка (имелась специальная бумажка, которая гласила, что при приготовлении данного ужина-завтрака ни одного поросенка не пострадало). Между рейсами был промежуток примерно полтора часа, из них минут сорок можно было спокойно погулять по фри-шопам между алкоголем, парфюмом и прочими радостями жизни. Кстати о duty-free. Стамбульские цены и так выше московских, да еще и привычный нам значок $ везде заменен на «евро». Лично у меня интерес сразу пропал… Багаж сданный в Тегеране, каким то неведомым мне способом переместился из одного самолета в другой без нашего участия и мы с ним встретились только в Москве.. Но вернемся к аэропорту. Вылет у нас был в 5.15. Заказав по совету «старших товарищей» такси на 3.00 мы немного переживали, успеем ли и все такое. Так вот. В 3.30 мы выгрузились из такси. К 3.50 мы уже успели: сдать 97 кг. багажа на троих ( о перевесе речи никто не завел), зарегистрировать билеты, пройти паспортный контроль, пройти спецконтроль и выпить свежевыжатого сока на нейтральной территории!!! И это при том, что это восточная страна, где никто никуда не торопится (кроме нас), что параллельно полным ходом шла регистрация рейса на Милан, и прочие мелочи (на спецконтроле, например, меня попросили снять ботинки и поставить их на «просветку»). Почему так не бывает у нас, но бывает во многих «странах третьего мира»? Риторический вопрос. Глава 3. Специально для auto.ruСледующая часть моего рассказа будет посвящена автомобилям и автомобильному движению. Отсутствием логики в поведении водителей на дороге в большинстве восточных стран, меня не удивить. В конце концов эта культура вождения, точнее ее отсутствие дошла и до нас. Глядя на потоки авто в Тегеране, нельзя сказать, что там царит полный хаос, как, например, в Индии или Египте. Но при этом абсолютно нормально из третьего ряда поворачивать направо, и наоборот. Народ друг друга достаточно активно и безжалостно подрезает и притирает, но возмущаться по этому поводу, и уж тем более бибикать, размахивать руками почему-то не принято. Хотя персы – народ достаточно эмоциональный. Особую пикантность движению добавляют вездесущие мотоциклисты. Дело в том что они приравнены к пешеходам, и сбивать их никак нельзя, и они (мотоциклисты) этим достаточно активно пользуются, просто не обращая внимания на остальных участников дорожного движения. Чтобы увеличить фотографии - щелкайте по ним. Собственно о правилах дорожного движения. Они есть. Умещаются на четырех страничках машинописного текста и носят преимущественно рекомендательный характер. Основополагающим является правило «подбитого носа». Смысл в том, что виноват тот, у кого разбита «морда» машины. Или же, прав тот у кого «морда» впереди. Т.е. как только ты при перестроении, например, засунул «нос» авто перед соседом справа (слева), так ты уже имеешь преимущество. Соответственно все так и ездят, так и норовя свой «нос» везде воткнуть. Что касается автопарка. Из новых машин преобладают 206-е и 405-е Пежо, собираемые здесь же по отверточной технологии. Небольшая ремарка про 206-е. В Иране у них у всех имеется дополнительный воздухозаборник на капоте, точь в точь как на раллийных турбированных авто. Я сперва по простоте душевной восторгался такому обилию «заряженных» авто. Потом выяснилось, что этот воздухозаборник – что-то типа опции для южных стран J Остальной автопарк – как правило разномастные корейцы… У джипов монополия принадлежит старому «квадратному» Nissan Patrol, собираемому тут же по лицензии. Есть в Иране и свой родной автопром, что-то типа наших «жигулей», народная марка, называется PEIKAN, наши соотечественники кличут их пеликанами, с виду похожи на ИЖ-Комби (если кто помнит). У нас был водитель на этом самом «пеликане», пробег у него был 238 тыс. км., при этом и внешний вид и ходовые качества этого не выдавали. И это автомобиль-такси! И опять же - почему даже в Иране могут? Еще одно наблюдение. На всех внедорожниках, независимо от возраста и размеров, одна и та же резина – Bridgestone Desert Dueler . Другой не бывает! Много старых «американцев» 60-х годов, наверняка есть и раритеты, просто я в них не очень то понимаю. Из редких машин для меня было очень интересно встретить Шевроле K-5 (для фанатов). Дорожные знаки в большинстве своем достаточно информативны, с указателями тоже проблем нет, во всяком случае, в Тегеране. И еще необычное наблюдение: женщин за рулем значительно больше чем в Москве, примерно процентов 40!!!
Глава 4. Специально для snowpro.ruНу вот, я и добрался до самого интересного. Все началось с вот этого плаката на одной из центральных магистралей, типа Ленинского проспекта. Смысл до меня сразу не дошел, но удивило наличие лыж, снега и горы на одном рисунке. Смутные сомнения начали терзать мою душу. Тем более что горы - вот они, практически на окраине Тегерана. Но горные лыжи в стране победившего исламского фундаментализма… Это в моей голове не укладывалось. И совершенно напрасно. Со слов просвященных в окрестностях (100-200км) Тегерана имеют место быть 3(три!) горнолыжных курорта. Надо ли говорить, сколько сил было приложено, для того, чтобы не упустить такой шанс. Были допрошены посольские работники, которые подтвердили ранее полученную информацию: действительно есть горнолыжные курорты, действительно там катаются на горных лыжах. Курортов оказалось действительно три, два из них мне удалось увидеть, на одном из них покататься. Все они расположены на севере-северо-востоке от Тегерана. По горной дороге, местами похожей на дорогу в Красную Поляну, часа через полтора попадаешь в первый из них - Шамшак. Сам поселок с кучей всевозможного жилья (отели, отельчики, и домики-коттеджи альпийского стиля ) находится несколько в стороне от основной дороги из Тегерана, которая проходит практически около станции посадки одной из креселок. Машины все бросают вдоль дороги, несколько будок-ларьков с древним прокатом, касса и нижняя станция. Здесь то мы собственно и катнули. Ски-пассы только на целый день, стоит около 5 у.е.Прокат древний, после долгих поисков по различным ларькам удалось найти единственные карвы. Оказались Фишера ростовки 195, из ранних, по-моему.. С ботинками такой везухи не было. Все древнее, где-то клипсы нет, где-то разодрано и т.д. После долгих торгов за два комплекта на два часа (больше не было времени) было уплачено 20 долларов. Сумма по местным меркам невиданная, но на иностранцах принято наживаться. В качестве компенсации мы себе выторговали очки в комплекте. Хлопцы из проката, тут же предложившие свои инструкторские услуги были цинично посланы просьбой предъявить корочки ISIA. Ботинки обуты, крепления отрегулированы, ски-пасс специально обученный человек достаточно ловко прикрепил мне на молнию куртки при помощи кусочка проволоки (выдается в кассе) …И вот долгожданный момент…Очередь три человека, проверка билетов и я на территории. До подъемника – метров сорок, по дороге- кафешка со столами на улице и внутри, указатель WC, большой плакат с цитатой Хомейни, что-то типа «в здоровом теле - здоровый дух». Подхожу к подъемнику (парнокреселка), наблюдаю очередь, не то что бы очень большую, но… Присмотревшись внимательно понимаю, что очередей две, между ними заборчик примерно по плечо. и-или. и-или. Хм, подъемник один, очереди две. Очереди две, подъемник один. Причем одна из очередей больше. Сначала я решил, что одна из очередей какая-нибудь блатная, типа «без очереди». Присмотревшись внимательнее все стало на свои места - очереди разделялись по половому признаку. Мужская ессно длиннее. И соответственно при посадке на кресла садятся или два мальчика или две девочки. Это было достаточно неожиданно для меня, но не сильно удивительно, потому что в Иране я был уже две недели, а на Востоке не в первый раз. Но сама постановка вопроса меня заинтересовала и я провел небольшое исследование темы. И вот что получилось. С давнишних времен ( еще при аятолле Хомейни) все было гораздо проще. Были разделения по подъемникам. То есть были подъемники «мужские» и подъемники «женские». Не уверен на счет склоновJ А с недавних пор, когда новый президент Ирана г-н Хаттами объявил курс на строительство (внимание!) исламского демократического государства, в некоторых вопросах морали начали наблюдаться послабления, которые дошли и до горных лыж, вот и стали подъемники общими. Глядишь, скоро в одной очереди будут стоять… Не могу не отвлечься на тему женщины в Исламской Республике Иран. За годы правления достаточно светского президента Хаттами исламистов с их порядками немного поприжали. И общество сразу же на это охотно откликнулось. Сначала вместо чадры начали появляться платки, теперь даже днем можно встретить женщину не только в темно-синем платке, но и в более веселых цветах (всего пару лет назад платки могли быть только черными!) По вечерам встречаются девушки в коротких (по колено) пальтишках из-под которых видны голубые джинсы. Небывалый разврат по былым меркам. А уж с каким нескрываемым любопытством вся эта братия толпится у сияющих витрин с нижним бельем! И это посреди улицы… Я все это к тому, что разгул демократии. И плавно возвращаюсь в лыжную тематику. Не забывая про женщин. Если происходящие в стране процессы охарактеризовать как разгул демократии, то происходящее на горнолыжных курортах иначе как развратом и не назовешь (шутка). На многих прогрессивно настроенных девушках вместо традиционных платков на голове легкомысленные г-лыжные шапочки, из под которых видны пряди волос (в былые времена за такое камнями бы забили или по улицам бы таскали за эти самые волосы). . Но и это еще не все. Я видел отважных лыжниц в модных обтягивающих горнолыжных штанишках и коротеньких курточках до талии. Т.е. попа - вот она, на всеобщее обозрение. Поверьте, друзья, для страны где женщины в наши дни купаются в платках и в черных платьях до пят (в них же и загорают, абсолютно серьезно), а наиболее продвинутые - в джинсах и блузках (обязательно непросвечивающих) – это очень смелый шаг. Если не сказать большее. Почувствовав ветер перемен, иранская молодежь потянулась на горнолыжные курорты за свободой. Народ даже начал практиковать вкушание сладких запретных плодов в альпийских коттеджах. На это власти уже никак не могли закрывать глаза, на всех курортах была создана специальная полиция нравов ( скорее стукачи), кажется даже кого-то прилюдно казнили :(. Но атмосфера свободы осталась. О чем это я ? Ах да, покатушки в Иране. Нацепил я лыжи и давай отжигать! За день до этого был большой снегопад, отличная солнечная погода… Перепад высот в полкилометра, весь курорт расположен на склоне хребта, подъемники расположены практически параллельно друг другу в сообщающихся кулуарчиках. Можно чудесно путешествовать с одного на другой, а можно прозевать кулуар и не попасть туда куда хочешь. Рельеф переменный, но достаточно спокойный, без ярко выраженных крутяков и «столов». Трассу ратрачат, но собственно ратрака я не видел. В очереди в разгар выходного дня можно было простоять минут 20, но это только в «пиковое» время. Женская очередь практически везде вполовину короче мужской, а на некоторых подъемниках и вовсе отсутствовала. … На склонах народ вообще не заметен, простору много. Но больше всего там целинных полей. Местные любители горнолыжного отдыха еще не просекли, насколько это круто, и я этим воспользовался…Оставив сначала свои следы на самых видных и доступных местах, потом я поехал искать приключений вдали от основных «караванных» путей. Очередной раз поднимаясь на подъемнике, с чувством «глубокага удаулетворения» обнаружил желающих повторить мои подвиги. Почувствовав себя миссионером догнал группу начинающих иранских фрирайдеров. В двух словах попытался объяснить им технику пилотирования в целине. Исчерпав весь словарный запас, вспомнил методику: меньше слов, больше дела. И тут же применил ее, пытаясь оставлять за собой красивые дуги среднего радиуса… Время подходило к концу, внизу меня уже ждали. Пока я получал «втык» от друзей, которые меня сюда привезли (ты куда делся, мы тебя потеряли, сказал пару часиков…), подъехали ребята, вкусившие целины. И приобщили меня к апре-ски по-ирански. Я собственно и не надеялся на что-нибудь, кроме чая. Но все не так просто. Во первых- кальян. На склоне, под солнышком, красота… Никак не хуже глинтвейна вставляет. Ну а если хочется чего-нибудь из стакана, то на этот случай практикуют какао. Ароматный напиток наливают из специального прозрачного дивайса, где оно поддерживается в горячем состоянии и постоянно перемешивается (простите великодушно, не успел сфотографировать). Ну а закончился этот горнолыжный день чудесной зарисовкой. На стоянке. Мимо нас проходят две отвязные иранские девчонки, с лыжами на плечах, без головных уборов, усталые но довольные. Подходят к соседнему с нами джипу. Старый квадратный Ниссан-Патрол, зверь а не машина. Не спеша открывают, бросают лыжи, достают вещи, начинают переодевать ботинки. Двери открыты. Из машины доносится восточная музыка. Одна другой говорит (примерно, со слов переводчика): - Ты что за отстой включила? - Хочешь, сама включай! Подруга лезет в машину, местная музыка затихает, пауза секунд 10… Потом просто взрыв. Я думал меня снесет звуковой волной. Что-то очень громкое и жутко современное, но сразу не различимое… Через пару секунд, когда слух адаптировался, я тихо о#ue1(извините, но сейчас вы меня поймете). Я очередной раз понял, насколько наша жизнь чудесна и удивительна… Моя грудная клетка прогибалась от воздействия низких частот, а по мозгам прямотоком било на родном языке: « Я СОШЛА С УМА-А » На том и расстались. Переводчик так ничего и не понял… Завершая описание впечатлений от Шамшака, немного статистики. Курорт расположен в 60-ти км северо-восточнее Тегерана. Открылся в 1337 году :) (цитата из пресс-релиза), по-нашему в 1958. Высота курорта 2550 метров, верхняя точка подъемника 3050. Собственно подъемников семь: 2 ski-lift (парнокреселки), 3 dish teleskis (тарелки по-нашему) , 2 hammer teleskis (типа швабры). Курорту в 1996 году был присвоен статус международного. Официально катальный сезон длится с 22 ноября по 4-е апреля. Из Шамшака мы направились на самый крупный иранский горнолыжный курорт - Дизин. В силу ограниченности во времени, покататься на нем нам не удалось, но прокатились на фуникулере, оценили масштабы (скажу сразу - офигительно). Миллион подъемников, просторы… Самое прикольное, что подъезжать на курорт можно как к верхней станции (дорога практически по хребту, идет через Шамшак, собственно мы по ней и приехали), так и к нижней (дорога по ущелью). Причем это очень разные дороги, куда они ведут никто не знает (шутка), разница в километраже около 50-ти километров. Если ехать через Шамшак (верхняя дорога), то 71 км, а если через Гаджереш (нижняя дорога), то 123 км. Но верхняя дорога проездная только для джипов и иногда для легковых, а на нижней даже у автобусов не возникает проблем с проездом (зато с парковкой беда). Дизин - это супер! Сердце обливалось кровью, наблюдая из кабины фуникулера все масштабы. Перепад - почти километр (2650-3600м), 13 подъемников, из них 3 фуникулера, 2 креселки, 8 буксировочных подъемников. Первый подъемник был построен в 1969 году, несколько лет назад Дизин прошел сертификацию FIS и… В 2002 году в Дизине прошел этап Кубка Мира! Правда не по горным, а по травяным лыжам. Называется это Grassski World Cup, проходят эти соревнования под эгидой FIS, ну и там все по настоящему, как на обычном Кубке Мира по горным. Кстати, Иран претендует на проведение этапа в Дизине. Имеется вся инфраструктура, и даже пара сетевых отелей, то ли Хилтон, то ли Мариотт, то ли еще что-то. Европа, блин. Я думаю, что схема курорта добавит реалистичности моему рассказу схема склонов Дизина. Для любопытствующих- сайт Федерации Горных лыж Ирана Ну а официальный сезон в Дизине длится с 22 ноября по 22 мая. Из крупных курортов в окрестностях Тегерана еще стоит отметить Абу-Али, первый в Иране горнолыжный курорт (открыт в 1953-году), «колыбель горнолыжного спорта Ирана» - цитата из пресс-релиза. Расположен в 75-ти км от Тегерана по North Road, т.е. на севере. Перепад высот 2400-2650, сезон с 22 декабря по 19 марта, 9 подъемников. Еще по всему Ирану разбросано 16 оборудованных катальных зон, (от одного бугеля min до трех креселок max). В Тегеране было обнаружено два специализированных горнолыжных магазина: Rossignol и Salomon. Все свежак, никакого отстоя, цены примерно московские. Что еще интересно-необычного? Лыжные багажники в Иране не очень-то распространены, как и багажники на крышах в целом. Поэтому частенько лыжи (иногда несколько пар) торчат из заднего окна или из багажника. Но наиболее веселую картину представляет 206-е Пежо, из которого лыжи торчат вертикально! Попытаюсь поподробнее, что бы все представили в красках. Лыжа вставляется в открытое заднее окно абсолютно вертикально, скользяком наружу. Рядом ставится вторая. Рядом еще две. Это если катающихся двое. Если четверо, то задействуется вторая сторона авто. С двух сторон забор. С непривычки смотрится более чем необычно. Когда я увидел ЭТО впервые, то мозг долго отказывался идентифицировать объект. К великому сожалению фото не сделал. Так стоял и смотрел с открытым ртом… Глава 5. Вместо эпилогаНу и еще, под занавес, немного авиационных впечатлений. Не могу сдержаться…«Аэрофлот» - отстой. Постоянно забитый битком Ту-154, наличие обратного билета из Тегерана с фиксированной датой не гарантирует благополучного возвращения на Родину, надо за пару дней до вылета посетить офис лично и подтвердить свое желание улететь (типа забить место). Ну и традиционный бардак на регистрации, вскрытый и распотрошенный багаж…Мне довелось совершить несколько внутренних перелетов на национальном авиаперевозчике- IranAir. Продолжительность перелетов 1час 15 минут плюс минус10 минут (страна-то небольшая). Летают большие аэробусы А-310 (или 320), пассажиров человек 250 – самолет битком. При этом ни на регистрации, ни на посадке у трапа, ни на спецконтроле никакого столпотворения не наблюдается. В самолет посадку начали минут за десять до времени вылета, и при этом вылетели по расписанию. Независимо от времени перелета (минимальное было 1час 05мин) в самолете приличная кормежка. Аэропорты даже в самой зачуханной провинции очень современные, чистые и красивые. Я уж не говорю про тележки и прочий сервис. Сразу вспомнился любимый аэропорт МинВоды, причем это не самый запущенный вариант. За державу обидно… Ну а главный вывод один: если есть деньги и желание чего-нибудь нового и необычного, то Иран очень интересный вариант в соотношении цена-качество. Сама страна достаточно дешевая, картину омрачает перелет из Москвы: 700 $ минимум (туда-обратно). Для любителей приключений есть варианты подешевле (через Астрахань или Стамбул), Но об этом в следующий раз.…
|