Школы инструкторов, горнолыжные школы, школы сноуборда.

Экзамены PSIA.

Об этом материале

Три человека имеющие высший уровень сертификации Союза инструкторов (инструктор-преподаватель [1] ) написали свое впечатление о курсах PSIA Level 1 прошедших в Подмосковье в Горнолыжном клубе Леонида Тягачева (Шуколово) с 17 по 20 января 2005 года. Фотоотчет можно посмотреть здесь.

Вступление

По окончании каждого проекта всегда вспоминаешь, как же это все начиналось.

Так вот, для меня это событие началось в Крыму на майские праздники.

Представьте себе картину – семейная идиллия: по Воронцовскому парку в Алупке гуляет мое семейство, спускаемся к берегу моря.. мой годовалый сынишка пытается есть камни прибрежной гальки, пробуя то один, то другой на вкус.. Звонит мобильный телефон.

‑ Алло, отвечаю.

‑ Здравствуйте, меня зовут Dmitri Akchurin, звоню вам из Аспена [2] , я экзаменатор [3] PSIA [4] . Появилась идея провести экзамены на первый уровень инструктора PSIA в России, как Вы к этому отнесетесь?…

Это было настолько удивительно – стоя на берегу Черного моря в Крыму слышать смягченную английским произношением русскую речь Дмитрия из Колорадо… Договорились созвониться, когда я буду в Москве… Потом были звонки и письма, и, конечно, трудности с Российской стороны, со стороны Американской… История про сноубордистов, которые подумали, что их дискриминируют и не хотят проводить экзамены по сноуборду, причем, как с российской так и с американской стороны. а просто не было набрано достаточно желающих… Руководитель Учебного центра ФГССР, который грозился всеми карами господними, что экзамены проводить не даст, что все должно было идти через него, а мы, якобы, все делали через «заднюю стойку» (смайл). 

Вообще проблем, которые свалились нам на голову, было масса.

Благодарности

Основная заслуга в том, что экзамены состоялись, принадлежит Дмитрию Акчурину и его американским коллегам‑единомышленникам. С российской стороны с трудностями боролся, в основном, Георгий Дубенецкий (редактор журнала SKI-горные лыжи) – главный сподвижник и организатор этих экзаменов в России. Хочется сказать спасибо Грегу Гуршману, за поддержку и помощь в проведении экзаменов. Нельзя оставить без внимания и помощь руководства Горнолыжного клуба Леонида Тягачева и лично господина Андреева, обеспечившего замечательные условия для занятий на снегу. Союз инструкторов также внес посильный вклад в организацию и информационную поддержку через сайт http://www.snowpro.ru. Совет Союза Инструкторов частично спонсировал участие трех своих преподавателей в экзаменах, коими были Михаил Петров, Мария Долгошеина и автор сих строк. Ну и, конечно огромное спасибо участникам, о нас всех - следующий раздел.

Международный семинар

Участников было 19, и курсы имели, фактически, международный статус. Народ набрался со всей России, кроме того, были участники и из Латвии и Украины.

Думаю надо нас всех перечислить:

Украина:Харьков - Михаил Меркулов; Киев - Глеб Вареник; Киев - Виктор Вареник

 Латвия: Барабанов Николай

Россия:

Архангельск- Серёдкин Антон; Рудалёв Вячеслав;

Дивногорск- Борис Буланов;

Обнинск, Моск. обл.- Курильченко Андрей;

Москва: Георгий Дубенецкий; Ефанов Ростислав;  Кадер Михаил;  Харин Алексей;  Курбатов Сергей;

Москва: СИГС (Snowpro.ru): Шишков Дмитрий,   Орлов Илья,  Долгошеина Мария,   Коляда Анастасия,

Ярославаль: Наумов Александр СИГС (Snowpro.ru)

Н.Новгород-Дзержинск  Петров Михаил СИГС (Snowpro.ru)

День первый

Началось, как всегда, с курьезного случая. Оказалось, что один из участников считал, что экзамены будут по сноуборду. Хорошо, что был универсалом, надел лыжи и полноценно поучаствовал…

Собрались мы в Шуколово к 9.30… Там уже находился Жора Дубенецкий, на машине которого приехал и Дима Акчурин. Мы поздоровались. Дима произвел впечатление очень приятного человека, совершенно не похожего на вычурного экзаменатора….

Пока все переодевались, Дима Акчурин собрал заявки, где каждый из нас (по правилам принятым в PSIA) расписались в том, что мы не будем предъявлять претензии к PSIA в случае травм или других проблем, если таковые будут происходить в ходе курсов.

Каждому участнику был выдан специальный беджик, который напоминал, как зовут участника и какое территориальное подразделение PSIA проводит курсы. Мы были «приписаны» к Rocky Mountains Division (Скалистые Горы).

Дима рассказал вкратце программу курсов и пригласил нас на склон. (Далее везде буду говорить слово «курсы», хотя на самом деле это трехдневные экзамены, с постоянным контролем того, как и что ты делаешь). Даже когда происходит просто спуск вниз, чтобы переместиться из точки "А" в точку "Б". Школы по подготовке инструкторов в США проводятся отдельно от экзаменов, в другое время и другими людьми. Это одно из отличий систем подготовки инструкторов в России и в США. Перед нашим экзаменатором стояла, в этой связи непростая задача – одновременно с экзаменами,  примерно, объяснять, что к чему. К сожалению, нас было много, а экзаменатор только один – второй не приехал (третий бы не помешал тоже). Объяснили нам это тем, что многие участники протормозили до последнего, а цены на билеты и визу возросли настолько, что второго человека  пригласить было невозможно по экономическим причинам. Отсутствие экзаменатора было пожалуй единственным недостатком прошедших курсов.

Основой американской системы обучения является ориентация на потребности гостя центра зимнего отдыха. В зависимости от того, что хочет человек, пришедший в лыжную или снуборд школу строится процесс обучения (Guest Centered Teaching).

Коротко суть ее можно описать так. Инструктор, в форме беседы, получает информацию о своем ученике, о том, что ему хочется и как он видит реализацию своих потребностей. Инструктор просит продемонстрировать ученика его владение спортивным снарядом. Далее, исходя из полученной информации пытается  скорректировать мотивацию ученика  и его понимание того, что будет происходить. После этого начинается катание или занятия - даем необходимые упражнения.

Занятия начались с работы на склоне c группой (Pocket Coaching). По просьбе Дмитрия группу должен был возглавить инструктор, имеющий опыт работы. И вот нам (сноупрошникам) привалило «счастье» - приехали учиться, ан нет, «клиент» и тут настиг. Дмитрий по очереди подъезжал  к каждой группе и контролировал процесс.

Выполнив несколько спусков, таким образом, мы опять собрались наверху склона. Дмитрий представил новый материал для работы. Теперь в заново образованных группах мы работали над конкретными навыками. Закантовка, сгибание-разгибание и руление. Нашей группе досталась вертикальная работа (сгибание-разгибание). Было проверено, насколько мы хорошо умеем выделить именно ее, объяснить ее и продемонстрировать. Дмитрий опять контролировал процесс, подъезжая то к одной, то к другой группе участников.

После сытного обеда прошедшего в столовой клуба на втором этаже мы опять приступили к занятиям. Рассматривали различные упражнения, которые являются контрольными на экзаменах PSIA. Я с интересом выяснил для себя, что стандарты выполнения упражнений отличаются от тех, которые приняты в Союзе инструкторов. Основные отличия состоят в том, что мы требуем на экзаменах демонстрационного исполнения, т.е. исполнения, максимально доступного и понятного ученику,  на экзаменах PSIA требуется,  чтобы упражнение было выполнено наилучшим образом с точки зрения мастерства самого инструктора – минимальная вертикальная работа, минимальное выделение фаз и положений тела.

День заканчивался, и все отправились домой. Дима поехал спать, сказывался 12 часовой сдвиг. О втором дне экзаменов пишет Михаил Петров.

Писал Дмитрий Шишков

День второй

День начался как обычно со сбора группы в г/л прокате. Все активно надевали горнолыжное снаряжение и только у меня возникли с этим проблемы. Дело в том, что Настя в этот день проспала и поэтому опаздывала, а вместе с ней опаздывали и мои ботинки.  Пришлось напялить ее 39-й размер. Чувствовал себя как  волк из "Ну погоди" на катке.  Но все обошлось -  Настя с Сашей Наумовым  успели до начала занятий.

Выйдя на склон все (или практически все) сделали разминку и совершили несколько спусков. Затем нас разбили на группы и ...

Разбив всех на две группы, Дмитрий дал вводную: мистер Боб (в исполнении Дмитрия) решил  заниматься с инструктором, т.е. с нами. Далее последовал рассказ мистера Боба о себе, семье, своих пристрастиях и стиле жизни. В заключение рассказа он продемонстрировал нам свое владение лыжами.  Задача нашей группы (она, как ни странно, состояла целиком из инструкторов СИГС) состояла в понимании того, как клиент мотивирует свой приход к нам, как он понимает свои цели и потребности. После анализа полученной информации было необходимо скорректировать мотивацию и цели клиента, для того чтобы он положительно воспринял предлагаемые ему упражнения. Все наши выводы и рекомендации слушал сам мистер Боб, т.е. Дмитрий.

Лично мне было очень интересно попробовать проделать эту работу, а так же послушать товарищей по оружию и замечания экзаменатора, поскольку до этого я никогда не проводил столь полного анализа запросов и потребностей своих клиентов. Стоит отметить, что при индивидуальных длительных занятиях в больших горах это можно делать с большим успехом, например, поднимаясь на кресле вместе с учеником и ведя непринужденную беседу, в отличие от групповых занятий, или индивидуальных в течение двух-четырех часов.

После обеда нам предложили выполнить письменные задания, основанные непосредственно на понимании проведенной нами работы с мистером Бобом. Сообща, мы продрались  сквозь дебри английского и заполнили все таблички. Попутно один из инструкторов нашей команды порадовал нас своим безупречным произношением (английские слова в немецкой транскрипции).

Было очень весело слушать его «тхе табле»…

По окончании теоретической части все вновь вышли на склон и приступили к сдаче плуга и упора в американской интерпретации.

Плуг большинство сдало с первого раза, а вот на упоре погорели. Дело в том, что нам предложили выполнить в общем-то привычные для нас упражнения с минимально необходимой вертикальной работой и минимальными углами, в то время как мы всегда выполняли их наоборот, акцентируя внимание на этих вещах. На пологом склоне лыжи не хотели входить в поворот, цеплялись за снег кантами, тело выполняло наработанные до автоматизма  вертикальные движения... Сказывался недостаток накатки упражнений в новой интерпретации.  Дмитрий, посмотрев на нас, вздохнул и перенес сдачу поворота из упора на следующий день.

Вечером, по дороге домой, мы решили приехать на следующий день пораньше и потренироваться. Что из этого вышло, читайте в следующем отчете.

Примечание:

Дмитрия, нашего экзаменатора, встречающегося вам по ходу повествования просьба не путать с Димой Шишковым, одним из студентов прошедших экзаменов.:)

Писал Михаил Петров

День третий

Ну, наконец-то настал и последний день наших экзаменов. Несмотря на отсутствие какой-либо серьезной физической нагрузки, я чувствовала себя уставшей. Наверное, потому, что приходилось вставать очень рано (7 утра для меня это просто подвиг), долго добираться в Шуколово и обратно, зачастую по пробкам и, конечно, потому, что в течение всех дней хотелось максимально узнать, понять, почувствовать и выпытать у преподавателя все, что оказалось новым и любопытным.

Всю первую половину дня мы все делали очередные попытки сдать wedge christie, или, чтобы было понятнее, поворот из упора. Конечно, все инструктора snowpro практикуют это упражнение постоянно, показывая его своим ученикам. Но мы привыкли демонстрировать большую динамику в повороте и делать акцент на вертикальной работе ног, тогда как для хорошей оценки в PSIA необходимо показать минимальную и плавную динамику ног. Склон выбирается очень пологий, с маленьким уклоном, что тоже не помогает. Всем было сложно, но ведь инструктор – универсальный лыжник, поэтому нашей команде потребовалось не очень много времени, чтобы сделать все правильно. Многим другим участникам экзамена, никогда не работавшим инструкторами, совсем не сразу удалось уловить простые, казалось бы, движения.

Когда я уже совсем замерзла, и не чувствовала пальцев на руках и ногах, наступил lunch, так обед упорно называл наш экзаменатор Дима Акчурин. После обеда мы написали еще пару небольших тестов, после чего всем было объявлено «свободное катание». Дима же засел проверять все наши тесты и заполнять кучу самых разных бумажек, форм и отчетностей. Выяснилось, что самая нелюбимая часть процесса для всех американских экзаменаторов, впрочем, как и для нас, экзаменаторов российских - это возня с контрольными и отчетами – paper work (смайл)

Все сразу устремились на склон покататься, вырвать этот прекрасный кусочек у предстоящих будней и отжечь на всю катушку. В тот день склон был просто идеален – жесткий, отратраченный, а народу, естественно, мало, потому как была среда, середина дня. Я решила посмотреть, как Дима проверяет наши работы и мешать ему всякими вопросами.

Ближе к 6 часам вечера прошла финальная часть наших экзаменов – а именно вручение сертификатов, значков, поздравления и благодарности.

Процесс весьма любопытный. Результаты раздают в закрытых конвертах, где проставлены оценки и ответ на главный вопрос – сдал-несдал, после чего вручают или не вручают сертификаты. Из 18 участников экзамены сдали 14 человек. По окончании курсов 10 человек высказали пожелание пытаться сдать на следующий уровень – PSIA Level 2, который, если и будет проходить в России, то только на английском языке и уже в «больших горах» в течение двух недель.

Хочется, конечно, отметить, что общение с профессионалом всегда очень интересно, особенно учитывая то, что профессионалов такого уровня сложно встретить в нашей «российской инструкторской действительности». А как приятно хотя бы на 3 дня почувствовать себя учеником, а не наставником!

Надеюсь, что это начало наших совместных проектов с Rocky Mountains Division PSIA, точнее не надеюсь, а даже уверена! Ведь мы пригласили Диму принять участие в школе snowpro в Кировске на майские праздники. И если все сложится удачно, занятия у одной из горнолыжных групп будет вести инструктор, преподаватель и экзаменатор PSIA Дмитрий Акчурин.

Писала Мария Долгошеина

Заключение

Нет ничего удивительного, что все инструкторы СИГС сдали экзамены на Level 1 успешно, но, как говориться, «пустячок, а приятно». Все требования и методические пособия по экзаменам и для подготовки к ним расположены на сайте http://www.psia-rm.org/ в разделе education, подраздел alpine. Приглашаем, теперь, принять участие в наших экзаменах американских инструкторов для обмена опытом. Школу в США, в виде исключения, можем провести на английском языке (смайл).

 



[1] Инструктор этой квалификации имеет право принимать экзамены в школах инструкторов Союза инструкторов вплоть до инструкторов по третьему классу обучения.

[2] Аспен: Cкалистые горы, Колорадо, США (http://www.aspen.org/

[3] экзаменатор в PSIA - аналог в Союзе инструкторов - инструктор-преподаватель.

[4] Professional Ski Instructors of America – самая многочисленная ассоциация инструкторов в США, 30 000 человек, член ISIA