ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТРУКТОРСКОЙ РАБОТЫ

27.06.2003

>> Обсудить

Регистрация индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

Материал с сайта юридической фирмы DEON AGENCY (deon.ru)

Порядок регистрации, преимущества в деятельности, налогообложение

Гражданский кодекс, статья 23, пункт 1: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, решивший вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрировавшийся в установленном порядке.

Основное отличие положения ПБОЮЛ от положения учредителя юридического лица - хозяйственного общества - объем ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество, кроме того имущества, на которое, в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Учредитель же юридического лица (ООО и АО) несет имущественную ответственность только в пределах внесенного вклада в уставный капитал общества

Что же тогда привлекает в этой форме ведения бизнеса?

Основное преимущество на данный момент - это упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности ПБОЮЛ. На втором месте стоит упрощенная система ведения бухгалтерского и налогового учета. Учет ведется в книге учета доходов и расходов котловым методом, то есть фактически не требуется специальное бухгалтерское образование. На втором месте - потому что и юридическое лицо может перейти на упрощенную систему налогообложения и отчетности, если является субъектом малого предпринимательства.

Налоговое бремя для ПБОЮЛ относительно не тяжелое, по сравнению с традиционной системой налогообложения у юридических лиц.

ПБОЮЛ уплачивает следующие основные налоги

  1. налог на доходы физических лиц (13%) либо стоимость патента (10 МРОТ - 1-й год),
  2. НДС до 20 % (можно получить освобождение, если за 3 предшествующих последовательных месяца сумма выручки без учета НДС и НСП не превысила в совокупности 1 млн. руб.),
  3. налог с продаж - 5% (некоторые товары не облагаются НСП - актуально для торговли),
  4. налог с имущества физических лиц (уплачивается ПБОЮЛ, если в его собственности находятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок),
  5. единый социальный налог (взнос) - 22,8 % со своего дохода за вычетом расходов на ведение предпринимательской деятельности (и 35,6 % с зарплаты работников, если таковые имеются)

При известных условиях ПБОЮЛ является плательщиком акцизов, налога с владельцев транспортных средств, платы за пользование водными объектами.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать в своей деятельности труд других граждан, но только привлекая их на основе договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, возмездного оказания услуг и т.д.).

Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что дает право на получение пенсии.

Индивидуальным предпринимателем может стать любой полностью дееспособный гражданин, то есть достигший совершеннолетия или эмансипированный несовершеннолетний с 16 лет. Исключение составляют государственные служащие, а также военнослужащие. Лица с ограниченной дееспособностью (злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия законных представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, то есть имеющие на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел, имеют право получить статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью по месту постоянного проживания.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя

Этап 1: Государственная регистрация

Государственная регистрация производится по месту жительства гражданина в соответствующем регистрирующем органе. В Москве - это МРП , причем в каждом административном округе есть филиал МРП, который и регистрирует ПБОЮЛ.

В Регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. Паспорт
  2. Вид на жительство - для иностранного гражданина или лица без гражданства
  3. Фотография 3х4 - 3 экз.
  4. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  5. Эскиз печати в 3 экз. - для регистрации ПБОЮЛ в Москве
  6. Заявление, заполненное на установленном бланке (приложение)

В заявлении указываются все те виды деятельности, которыми намеревается заниматься гражданин. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые будут указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Необходимо иметь в виду, что для изменения (дополнения) видов деятельности потребуется новая регистрация с уплатой государственной пошлины. В настоящее время возможно осуществлять регистрацию ПБОЮЛ через представителя по нотариально заверенной доверенности. Некоторые палаты требуют при этом нотариального удостоверения подписи на заявлении и нотариального заверения фотографии.

Регистрация предпринимателя производится в 15-ти дневный срок с момента подачи заявления.

Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью.

Регистрирующий орган не может отказать индивидуальному предпринимателю в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается в МРП, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

В свидетельстве о регистрации, кроме физического лица, зарегистрированного в качестве предпринимателя, не могут быть вписаны другие граждане, изъявившие желание вести с предпринимателем совместную деятельность.

Этап 2: Изготовление печати

Изготовление печати в г. Москве происходит по утвержденному Московской регистрационной палаты эскизу печати и только после присвоения печати реестрового номера. Изготовители печатей, как правило, сами вносят оттиск печати в городской реестр печатей и получают на нее реестровый номер. Стандартный срок внесения оттиска печати в городской реестр печатей и изготовления печати составляет 4-5 дней. Ускорение возможно.

Для изготовления печати требуется предоставить изготовителю 2 утвержденных МРП эскиза печати и копию свидетельства о регистрации.

Этап 3: Постановка на учет в налоговом органе

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей.

Для постановки на налоговый учет требуется:

  1. Заявление, заполненное по форме (приложение)
  2. Свидетельство о регистрации
  3. Книга учета доходов и расходов. Книга учета доходов и расходов предпринимателя представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами и прошитую. При постановке на учет налоговая инспекция скрепляет ее своей печатью.
  4. трудовая книжка, если нет основного места работы

    При наличии детей и иждивенцев дополнительно представляются следующие документы:

  5. свидетельство о рождении детей (копия), свидетельство о браке (копия), свидетельство о расторжении брака (копия)
  6. справка из РЭУ об иждивенцах, трудовая книжка иждивенца (копия)
  7. на учащихся детей - справка из школы или из ВУЗа

Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного

номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.

Этап 4: Постановка на учет во внебюджетные фонды

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются, во-первых, с чистого дохода, представляющего собой разницу между полученными предпринимательскими доходами и расходами, непосредственно связанными с их извлечением (сумма указанного чистого дохода подтверждается справкой из налоговой инспекции). Во-вторых, с доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, работающих у предпринимателя по трудовым контрактам и выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.

Регистрация предпринимателя в указанных фондах осуществляется по представлении следующих документов:

  1. паспорт,
  2. заявления на регистрацию
  3. свидетельства о государственной регистрации (заверенная нотариально копия)
  4. свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (заверенная нотариально копия)
  5. лицензии (для частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой) (заверенная нотариально копия)
  6. договора о найме физических лиц на работу в личном хозяйстве.

При регистрации плательщику взносов выдается Извещение страхователю.

Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

Регистрация предпринимателя в Фонде социального страхования и Фонде занятости обязательна только в случае найма работников по трудовым контрактам и гражданско-правовым договорам.

Этап 5: Открытие расчетного счета в банке

Индивидуальному предпринимателю банки открывают расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета на его имя.

Для открытия счета в учреждение банка представляются:

  • Заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;
  • Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя (нотариально заверенная копия)
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия)
  • Карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.
  • Справки из Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
  • Справка из налоговой инспекции об уведомлении о намерении открыть счет в банке.

По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.

Этап 6: Получение лицензии

Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.

Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности с нарушение действующего законодательства (а именно без государственной регистрации, постановки на налоговый учет и без лицензии), подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

 

Учет предпринимательской деятельности с применением вмененного налога

Материалы с сайта bistrast.ru

ПБОЮЛ является плательщиком только вмененного налога, если у него нет наемных работников.

Если ПБОЮЛ является работодателем, то он обязан встать на учет в ИМНС, ПФ, ФОМС и ФСС в качестве работодателя и уплачивать налоги с доходов своих работников, как налоговый агент только в ФСС. С 2002 года ЕСН на работников должен уплачиваться во все вышеперечисленные фонды.

        Поскольку вмененный налог не зависит от доходов и расходов ПБОЮЛ, то обязанность вести учет не связана с исчислением налогов. ПБОЮЛ обязан вести учет в соответствии с приказом от 21 марта 2001 года "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей". Фактически это означает ведение отдельной книги учета доходов и расходов (1), в разрезе нескольких разделов.

     Если ПБОЮЛ совершает операции не подпадающие под объект вмененного налога, например, продажа оптом, то это считается другим видом деятельности, учет по которому ПБОЮЛ может вести либо, по традиционной системе либо по упрощенной.

        Если ПБОЮЛ применяет ККМ, то он обязан вести Журнал кассира - операциониста (2) на каждую ККМ.

        С 2002 года ПБОЮЛ дозволено вести учет с применением компьютера.

>> Обсудить