Закантовка.
Это очень хитрая штука, на самом деле, поскольку позволяет и тормозить и разгоняться.
Тормозить.
Когда мы пытаемся двигать плоско поставленную на снег лыжу поперек ее оси - она начинает грести своей боковой стенкой снег. Это приводит к тому, что возникает эффект "ловли канта" - чем больше загребаем снега, тем больше сопротивление, чем больше сопротивление, тем больше опрокидывающего эффекта, который приводит к закантовке в направлении движения. Кант врезается в снег и останавливается.
Для того, чтобы таких неприятностей не происходило, мы всегда удерживаем лыжу ( при боковом движении) немного закантованной в противоположном, от направления движения, направлении. В этом случае снег загребает противоположный от направления движения кант.
Когда трасса очень жесткая и загребать нечего - тот же самый эффект, только на уровне микронеровностей требует от нас небольшой закантовки.
Немного и небольшой - это, конечно, те еще понятия. Скажем, что кромка канта должна быть приподнята над характерными неровностями, создающими сопротивление движению.
У нас получается состояние когда один кант (рабочий) скребется по снегу, а другой - "висит в воздухе".
Рабочий кант продавливает канавку в снегу, но, поскольку происходит движение - кант либо разрушает стенку канавки, либо выскакивает из нее, если снег очень жесткий.
Тут же происходит образование новой канавки и снова и снова и снова.
Именно так кант "трется" о снег, вызывая, такое знакомое всем, торможение.
Чем больше закантовка, тем больше силы тяжести тратится на вдавливание канта в снег и тем более глубокая канавка образуется. На преодоление ее сопротивления тратится больше энергии, и лыжа лучше тормозит, когда двигается в бок.
Если закантовку увеличивать, -в какой- то момент наш снаряд перестанет проскальзывать. Мы, либо потеряем равновесие и упадем в направлении движения, либо наши мышцы погасят скорость и мы остановимся.
Разгоняться
(см. позже)