30.10.2002
Техника катания по буграм.
Уровень совершенствующихся (2й класс обучения). Методическое пособие для инструкторов.
Основные положения
Цель этого уровня обучения - освоить технику авальмана и последующего ведения
дуги так, чтобы лыжник мог чувствовать себя непринужденно и легко на бугристых
трассах.
Проведя этот курс обучения, Вы должны достичь следующих результатов:
- улучшение стойки и свобода движений вашего ученика,
- способность, спускаясь, изучать окрестности и визуально контролировать трассу,
лежащую перед Вами,
- умение выбирать в процессе спуска нужную вам траекторию,
- гибкость и умение поддерживать надежный контакт лыж со снегом.
- умение кататься на высокой скорости и контролировать ее,
- уверенное равновесие в пространстве.
а. Поворот GTB
Определение
Высокотехничный поворот с использованием особых приемов: скольжение на параллельных
лыжах и четкое распределение во времени моментов вращения лыж и опоры на них.
Выполнение
Подготовка к повороту
Из положения бокового соскальзывания:
- нащупать равновесное состояние, подготовив палку к уколу и вращая лыжи вверх
по склону. При этом верхняя часть корпуса остается ориентированной в долину
и служит как бы точкой опоры.
- слегка нагружая задники лыж, позволить ногам выдвинуться перед собой (авальман).
Вход в поворот
Уколовшись палкой:
- использовать обычную технику входа в поворот, естественным образом вытекающую
из операций подготовки к нему,
- перейти к плоскому ведению лыж.
Ведение поворота
- начав поворот, продолжать ведение дуги,
- все время следить за поддержанием опоры на внешнюю лыжу,
- сохранять корпус не закрепощенным и ориентированным в долину.
Примечания
Этот поворот характеризуется использованием последовательно авальмана и ведения
лыж в дуге. Кроме того, такая техника используется также и при исполнении поворота
GTE.
Выполняя серию сопряженных поворотов на крутых склонах с твердым снегом при
большой скорости и высокой частоте поворотов, технику авальмана следует сочетать
с использованием крутящего момента вокруг точки опоры.
Перед входом в поворот обычно сохраняется опора на обе ноги, однако в зависимости
от крутизны склона и качества снега, возможно, переместить опору только на внешнюю
ногу.
Переход к плоскому ведению лыж осуществляется перед началом поворота в положении
авальман. Этот переход выполняется с помощью наклона коленей в бок.
Определяющее значение в данном случае имеет поддержание равновесия в вертикальной
плоскости, в направлении носки-задники лыж, которое обычно нарушается при выполнении
авальмана. Особенно, при использовании данной техники на бугристых трассах.
Поддержание бокового равновесия требует в данном случае также серьезного внимания,
так как существует опасность чрезмерного крена во время ведения лыж в дуге.
При выполнении серии сопряженных поворотов скорость, радиус поворота, качество
снега и рельеф определяют следующие параметры Вашей техники:
- величину реакции опоры,
- амплитуду крутящего момента,
- скорость и амплитуду выполнения авальмана и ведения дуги.
Технические советы обучающимся
Тем, кто прошел базовый уровень обучения, для успешного освоения новой техники
советуем:
- кататься, используя все время разные скорости и радиусы поворота,
- кататься по буграм средней высоты,
- исключить спуски по ровным трассам,
- стремиться к более узкому ведению лыж.
Технические советы для дальнейшего совершенствования
Регулируйте амплитуду и скорость вертикального перемещения для улучшения контакта
лыж со снегом.
Попробуйте менять радиус поворота и скорость ведения лыж в рамках одного поворота.
Используйте разнообразные трассы для оттачивания ощущения равновесия в различных
ситуациях.
Советы для проведения тренировок на бугристых трассах
Умение видеть трассу на несколько метров впереди себя дает возможность выбора
удобной траектории спуска, а удобная траектория способствует мышечному раскрепощению,
Начало поворота лучше осуществлять на плоской части, вершине или гребне бугра.
Подготовка к уколу палкой осуществляется движением рукоятки и сопровождается
выносом вперед противоположной руки.
Сам укол должен быть очень коротким, чтобы не вызвать нарушения равновесия
или поворота корпуса.
Введение лыж в поворот осуществляется толчком ног на гребне бугра с опорой
на носки лыж. Это может вызвать резкую потерю равновесия в вертикальной плоскости.
Советы по демонстрации
Техника показа базируется на повороте GTB, описанном выше.
При спуске по гладкому склону сохранять прежний ритм поворотов.
На бугристых склонах тщательно выбирать трассу и стараться максимально использовать
все ее свойства.
Обучение повороту GTB
Овладение этим поворотом позволит Вам:
- поддерживать равновесное состояние и скользить на обеих ногах
- сохранять надежный контакт лыж со снегом при развороте лыж используя канты
- регулировать угловое положение путем выбора нужной стойки между крайне высокой
и крайне низкой.
Регулировка углового положения, таким образом способствует введению
лыж в поворот. Здесь масса таза и корпуса используются как опора в зависимости
от амплитуды и скорости вращения,
- развить необходимые качества для катания по бугристым трассам: чувство контакта
лыж со снегом, умение контролировать скорость, четкость и эффективность движений,
умение видеть трассу перед собой и выбирать путь движения, умение поддерживать равновесие.
в. Годиль GTB
Определение
Сопряженные повороты GTB малого радиуса
Выполнение
Подготовка
Стартовать вниз по линии ската
- приступить к повороту, для чего перейти в согнутое положение, слегка перенеся
опору на задники лыж и вращая лыжи ногами,
- сохранять ориентировку корпуса в долину, руки вытянуты вперед,
- ноги вынести перед собой.
Начало поворота
Техника авальмана связана с реакцией опоры и может быть усилена использованием
рельефа.
Одновременно:
- уколоться палкой,
- толчком коленей вбок перевести лыжи в плоское ведение.
Ведение поворота
- очень быстро ввести лыжи в поворот,
- продолжать быстрое вращение лыж по плавной дуге (не резанной), все время следя,
чтобы ноги были вынесены вперед.
Примечания
Такой годиль использует опору на обе ноги.
В процессе исполнения этой техники поворота следует поддерживать устойчивое
равновесие как в продольной (носки-задники лыж), так и в боковой плоскости.
Во время поворота лыж попытайтесь расслабиться, чтобы облегчить перемещение
корпуса в угловое контр-положение, позволяющее хорошо контролировать вращение
лыж.
Технические советы
Прекратите вертикальное перемещение тела, достигнув линии ската.
Держите руки вытянутыми перед собой.
Постепенно увеличивайте скорость спуска и угол поворота.
Следите за правильной координацией вертикального движения и боковых перемещений
коленей (переход на плоские лыжи должен быть сделан перед вводом лыж в дугу).
Старайтесь все время контролировать ритм и скорость Вашего движения.
Советы для проведения тренировок на бугристых трассах
Советы те же, что и для поворотов GTB.
Ритм этого годиля в основном зависит от рельефа трассы и от выбранного направления
спуска.
Решение данной проблемы (рельеф + выбор направления) является одной из основных
задач класса экспертов.
с. Прыжки
Основные положения
В данной главе прыжки - это техника для повышения уровня начинающего или для
совершенствования продвинутого.
Цель обучения - освоить хорошую координацию, необходимую для толчка, приобрести
хорошее чувство равновесия в пространстве, так же как и хорошую технику приземления.
Такие прыжки совершают на трассах, выбранных в первую очередь по критерию безопасности,
эффективность трассы рассматривается во вторую очередь.
Что означает "безопасность прыжка"? Идет ли речь об искусственном
или естественном бугре. Есть ряд критериев оценки его безопасности для прыжков:
- площадка для приземления: идеальный наклон 36 град., на такой площадке риск
травм в случае неудачного приземления является минимальным. В любом случае в
начале обучения высота прыжка должна быть небольшой. Площадке приземления для
начинающих следует уделить особое внимание. Для уменьшения риска травматизма
на этом этапе лучше выбирать для приземления площадки с малым уклоном. Во всех
случаях в целях безопасности следует также оценивать состояние снега.
- хорошая видимость: часто бывает, что площадка для приземления и ее границы
не видны с места старта. В этом случае необходимо позаботиться о безопасности
прыгающего лыжника, поместив помощника, хорошо видящего место приземления, таким
образом, чтобы его сигнал был виден на старте. Сигнал, разрешающий ученику старт,
поданный помощником, гарантирует безопасность при приземлении и остановке (т.е.
отсутствие на финише механических помех и посторонних людей).
- наклон линии полета также является критерием безопасности. Слишком сильный
наклон вызовет проблемы в воздухе.
- скорость перемещения должна рассматриваться также как критерий безопасности.
Она должна соответствовать уровню подготовки лыжника и учитывать параметры бугра,
с которого он собирается прыгать.
В общем случае необходимо хорошо знать трассу и, выбирая ее, учитывать вопросы
безопасности и уровень подготовки прыгающего лыжника. Только в этом случае можно
рассчитывать на получение оптимального результата, который доставит удовольствие
самому прыгуну.
Описание
Подготовка к прыжку
Проехать по прямому спуску в полусогнутом положении, сохраняя равновесие, руки
вытянуты вперед, взгляд фиксирован на верхушке бугра.
Толчок
Он делается на вершине бугра, и должен быть таким, чтобы сообщить прыжку больше
"высоты", чем "длины". Большая длина прыжка уменьшает его
высоту и вызывает большое ускорение, что осложняет приземление
Высота прыжка, следовательно - основной параметр, определяющий во-первых возможность
лучше изучить место приземления и во-вторых способствующий лучшему равновесию
в воздухе, что необходимо при выполнении различных фигур. Толчок осуществляется
с помощью укола обеими палками на вершине бугра для обретения оптимального равновесия,
и одновременно идет толчок корпусом и ногами слегка вперед.
Выполнение:
Прыжок.
Тело лыжника в воздухе должно быть напряженным и вытянутым как свеча, руки вытянуты
вперед, взгляд фиксирован на месте приземления так, чтобы сохранять в воздухе
состояние равновесия.
Приземление.
С момента толчка лыжник должен практически постоянно и с достаточной точностью
планировать место, куда он собирается приземлиться. Приземление на снег осуществляется
на четыре точки опоры: ноги должны быть полусогнуты, мышцы сильно напряжены,
чтобы исключить подъем коленей. Опора на две палки позволяет самортизировать
и распределить удар при приземлении и сохраняет равновесие приземлившегося лыжника.
Палки втыкают по-бокам, между ботинком и носком лыжи, чтобы поддержать корпус
в вертикальном положении.
Технические советы обучающимся
Начинайте прыгать с маленьких почти плоских бугров на небольшой скорости. Собственно
полет определяется только качеством толчка, а не характером трассы и не скоростью.
Очень важно всегда стремиться к максимальной длине полета, чтобы успеть ощутить
равновесие в воздухе и почувствовать, что Вы овладели техникой прыжка.
Технические советы для дальнейшего совершенствования
Понемногу увеличивайте скорость, прыгая на одном и том же бугре.
Выбирайте все более крупные бугры (размер бугра влияет на наклон линии полета).
В процессе спуска совмещайте прыжок с поворотами. Возобновляйте повороты после
приземления. Будьте внимательны к контролю скорости до и после прыжка.
|