СТАТЬИ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ.

30.10.2002

<< Назад
>> Обсудить

Техника катания по буграм.

Уровень экспертов (3 класс обучения).

Методическое пособие для инструкторов.

Основы.

Основная задача обучения на уровень эксперта - научить сохранять прямолинейную траекторию спуска по отношению к линии ската при высоком ритме и значительной скорости, соответствующими техническому и физическому уровню данного лыжника.

Основой такого спуска остается годиль GTB, но траектория и частота поворотов зависят от умения согласовать свой технический уровень с рельефом трассы.

Чтобы преуспеть в этом, основное внимание следует уделять просмотру трассы на некотором расстоянии перед собой.

Эта глава состоит из ряда примеров, которые конечно не являются исчерпывающими. Обучение следует приспосабливать к интересам данного человека, но в любом случае следует изучать типичные ситуации, встречающиеся при спуске.

Бугры представляют собой трассу с меняющимся профилем. Спускаясь сопряженными поворотами вниз по линии ската, лыжник вынужден приспосабливаться к различному рельефу. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы бугров.

а. Различные виды бугров

1.Классические бугры
Это бугры довольно скромного размера с более или менее вытянутыми боками. Промежутки между ними создают углубления, по которым и лежит путь лыжника, стремящегося вниз по линии ската. Техника состоит в том, чтобы начать поворот на вершинном выполаживании одного бугра и продолжать его во впадине под бугром и дальше - до вершинного выполаживания следующего бугра. Это - базовая техника. В ней четко прослеживается соответствие между формой бугра и двумя фазами поворота: началом на вершине и ведением поворота по боковым склонам и впадинам между буграми.

2. Бугры с вытянутой вершиной (гребнем)
Это сильно вытянутые бугры. Их гребень тянется от вершины одного до вершины следующего. По обе стороны гребня такой бугор имеет ложбину, по которой вынужден двигаться лыжник. При движении по таким ложбинам сильно увеличивается скорость, что вызывает в свою очередь потерю устойчивости и сбой ритма поворотов. Чтобы исключить подобную ситуацию, в случаях, когда боковое расстояние между буграми не позволяет спускаться по их боковым склонам, лыжник должен идти годилем то с одной, то с другой стороны ребра, одним, двумя или тремя поворотами с очень короткой закантовкой и опорой на обе ноги (стиль "Weitzes").

3. Бугры с приподнятой вершиной.
Это бугры, у которых вершина представляет собой приподнятый трамплин, или перед которыми находится ложбина с сильно приподнятым дном. В этом случае, в зависимости от Вашей опытности, следует выбрать один из следующих вариантов:
- попытаться избежать такого бугра, проезжая по склонам соседних,
- избежать спуска по такому бугру, используя прыжок с предыдущего и приземление на последующий,
- использовать такой бугор, если только его форма не представляет слишком большой риск для Вашего уровня подготовки, для прыжка. Такой бугор-трамплин позволяет получить прекрасный толчок для прыжка. Будьте особо внимательны, чтобы не потерять устойчивость (в плоскости носки-задники лыж) из-за увеличения давления на ноги. Равновесие поддерживается опорой на обе палки на вершине бугра (таким образом компенсируется вынос корпуса вперед) и поднятием рук в начале полета,
- самортизировать бугор энергичным сгибанием-разгибанием. Лыжник сильным сжатием брюшного пресса выкидывает перед собой колени, что позволяет ему взлететь и "проглотить" вершину бугра. Такой авальман вызывает потерю устойчивости в задней стойке. Это следует скомпенсировать сильным наклоном корпуса вперед. Лыжник также помогает себе рукой, противоположной той, которая делает укол, вытягивая эту руку вперед и вниз. Обратите внимание на колени, которые подтягиваются к груди, как будто для удара. Такое энергичное подтягивание коленей является признаком очень активного авальмана. Усиленная выносом корпуса вперед, такая техника при съезде с бугра заставляет полостью распрямить ноги, в результате чего они проскальзывают вперед. В этом случае предпочтительнее продолжить спуск по боковому склону бугра, нежели по дну ложбины, полностью распрямившись.

4.Канавы
Это - анфилада бугров, расположенных вдоль линии ската, боковые склоны которых формируют довольно узкую борозду. Техника состоит в том, чтобы пробираться по этому желобу, двигаясь то по одной его стороне, то по другой. Близость краев требует узкого ведения лыж и обязывает лыжника поддерживать четкий ритм поворотов, исключающий сбой. Глубокая, узкая канава ведет лыжника как по рельсам и отводит ему относительно пассивную роль. Лыжи идут приблизительно по линии ската, располагаясь либо в центре канавы, либо по ее краям - на боковых поверхностях формирующих канаву бугров. Ведение плоское или с легкой закантовкой. Ограничение, налагаемое краями канавы, допускает только боковое перемещение ног и коленей. Когда лыжи пересекают линию ската, происходит очередной разворот на противоположный склон. Мышечное расслабление между загрузкой и разгрузкой позволяет переводить лыжи без особого напряжения с одного края канавы на другой. Можно даже попытаться увеличить скорость, слегка выталкивая лыжи вперед.

5.Трасса
Это бугры разнообразного вида, встречающиеся по ходу спуска. Трасса объединяет различные типы - от классического до разновидностей, похожих скорее на нору, слегка наклоненную по линии ската в сторону подошвы. Перелому линии ската в таком случае часто предшествует легкий подъем.
Такой набор бугров встречается в местах проведения соревнований и тренировок.
Для прохождения трассы на малой скорости используют технику годиля GTB, а с ростом скорости начинает играть большую роль уровень физической подготовки, так как растет величина реакции опоры и все сложнее становится поддерживать хороший контакт лыж со снегом. В этом случае технику Вашего авальмана определяет в основном реакция опоры и соответствующий ей и Вашим возможностям угол сгибания ног и корпуса. Другие параметры трассы в случае больших скоростей играют второстепенную роль.
Начало поворота осуществляется практически в воздухе (в начале дуги). И нужно стремиться как можно скорее обрести опору на снег, хотя бы носками лыж.

в. Примечания

Следует освоить разные типы годилей, чтобы при спуске отрабатывать любой встреченный набор бугров. А ученику, кроме того, это дает возможность освоиться с разнообразной техникой в удобных условиях. Используя годили GTE ( годиль, использующий технику экспертного уровня) и GTB (годиль, использующий технику базового уровня), можно начать варьировать все параметры (ускорение, ритм поворотов, скорость) таким образом, чтобы получить нужный Вам эффект.

с. Самые распространенные ошибки

Часть тела Неправильное положение Последствия

Голова

Слишком низко опущена

Уменьшается обзор

Сильно наклонена к ногам

Заблокирована и лишена подвижности спина

Следует за поворотом корпуса

Опасность упасть внутрь поворота

Волнообразно движется, повторяя рельеф бугров

Вы плохо амортизируете ногами

Плечи

Внутреннее плечо заваливается внутрь поворота

Потеря равновесия

Противоход головы и плеч

Потеря сцепления задников лыж со снегом. Лыжи чересчур сильно подняты вверх по склону и уходят от направления по линии ската.

Плечо поднимается при уколе палкой

Ослабляется эффект укола

Поднятие плеч на вершине бугра

Ухудшается отработка рельефа ногами

Руки

Слишком раскрыты

Часто влечет контрвращение плеч.

При затянутом уколе палкой появляется тенденция завалиться назад, так как при слишком широко раскрытых руках у лыжника не достает сил противодействовать корпусом уколу палкой.

"Ломаные" руки - локти слишком сильно прижаты к корпусу

Вызывает:

-         поворот корпуса внутрь поворота и неправильно выбирается место укола палкой,

- потерю равновесия и опасность упасть вперед, назад и вбок.

Локти подняты и разведены в стороны

Лишние движения руками + не нужные колебания плеч

Руки вытянуты вверх и назад

Опасность потерять равновесие и упасть назад

Внутренняя рука опущена слишком низко и заходит за спину лыжника

Появляется тенденция к контрвращению плеч и нарушению ритма поворотов

Руки слишком вытянуты вперед, локти при этом слишком широко расставлены

Потеря гибкости корпуса

Корпус

Слишком наклонен вперед

Опасность падения вперед. Помеха вертикальному движению в авальмане

Слишком откинут назад

Опасность падения назад.

Потеря контроля за опорой лыж на снег и над скоростью.

Угроза выскальзывания ног из-под корпуса вперед.

Невозможность повернуть или закончить поворот

Корпус слишком прямо

Теряется гибкость, движения лыжника становятся скованными

Корпус слишком согнут

При этом таз отставлен назад и позвоночник не может более обеспечивать должной амортизации

Бедра

Слишком резкий выброс бедер

Потеря устойчивой опоры.

Отрыв задников лыж от снега.

Нарушение равновесия на внутренней лыже.

Ноги

Слишком жесткие, либо слишком мягкие

Исчезает эффект амортизации.

Плохо контролируется опора лыж на снег.

Плохо контролируется ведение лыж в повороте.

Теряется устойчивое равновесие.

Слишком большой вертикальный ход

Потеря времени и следовательно и скорости при входе в поворот.

Опасность падения назад.

Слишком широко расставлены, либо слишком сжаты

Потеря скорости при входе в поворот.

Потеря равновесия.

Опасность скрещивания лыж и ошибки в ведении внутренней лыжи.

Жесткая стойка

Одна нога впереди другой

Опасность упасть в бок (потеря бокового равновесия)


1 Хорошенько запомните:

Сопряженные повороты
Вы можете каждый раз, когда лыжи обретают опору, выталкивать их вперед. Этот толчок позволит соединять отдельные повороты в серию сопряженных. После такого толчка лыжи очень короткое время ведут на кантах, акцентируя опору на задники, подготавливая тем самым следующий поворот. Будьте внимательны - этот толчок прибавляет лыжам скорость и вызывает опасность упасть назад. Такая потеря устойчивости компенсируется уколом палки и выносом вперед противоположной руки.

Линия ската
Очень важно перед спуском по бугристой трассе выбрать оптимальный маршрут. Оптимальный маршрут всегда наиболее близок к линии ската. Конкретный выбор зависит от расположения и формы бугров и следует по траектории, наиболее благоприятной для данного лыжника. Выбрав маршрут, без колебаний устремляйтесь вниз. С первых же метров избегайте любых траверсов, чтобы достичь нужной скорости и ритма поворотов. Старайтесь держаться как можно ближе к линии ската.
Независимая работа ног позволит держать корпус, направленный по линии ската в долину. И не забывайте, что надо видеть трассу на несколько поворотов вперед.

Примечания
Самый лучший маршрут спуска - сама линия ската. Но научиться спускаться строго вдоль линии ската можно только много раз повторив такой спуск. Спуск вдоль линии ската к тому же позволяет:
- хорошо ощущать контакт лыж со снегом и следовательно скольжение,
- регулировать закантовку лыж в зависимости от состояния снега и склона,
- избегать несвоевременного соскальзывания на боковых поверхностях бугров,
- быстрее амортизировать,
- кататься быстро и эффективно.

Еще раз напоминаем, что следует выбирать трассу, соответствующую вашему уровню подготовки.

2. Три классических ошибки, которые не следует совершать.

Трамплинный эффект бугра
Этот эффект поджидает вас везде на бугристой трассе. Он состоит в неконтролируемом броске корпуса вперед, что является серьезной ошибкой.
Вы подвергаетесь трамплинному эффекту из-за следующих причин:
- запаздывания момента обретения лыжами опоры на снег. Приземляться следует до вершины бугра!
- плохая амортизация и слишком сильный наклон корпуса вперед в момент приземления, что вызывает полную потерю равновесия, опасность падения назад, а лыжам - опасность выскользнуть из-под Вас,

Ведение поворота на внутренней лыже
Отрицательные последствия этого многочисленны. Ведение поворота на внутренней лыже возникает по следующим причинам:
- потеря равновесия, опасность упасть назад и в бок,
- неправильный разворот плеч, влекущий за собой уход лыж от правильной траектории поворота,
- неправильная закантовка,
- переход грузовой площадки внутренней лыжи на боковой склон соседнего бугра, что влечет за собой потерю опоры обеими лыжами,
- падение на бугре.

Укол обеими палками
Это движение очень быстро становится чисто механическим, поэтому оно является постоянной ошибкой и от него очень трудно избавиться.
Рассматривайте его как ошибку, идущую от плохой амортизации.
Данный прием следует использовать только при приземлении, только в этом случае он полезен.

перевод:
Наталья Красникова.

Редакция и вёрстка:
Дмитрий Шишков

ENSA ESF FFS 2000-2001 ©