09.03.2004
Наше предисловие
Будем надеяться, что несчастье, случившееся с семерыми сноубордистами в начале февраля на Чегете
отрезвит многие горячие головы, заставит задуматься.
Теперь наши российские СМИ стали уделять больше внимания безопасности
в горах и пишут и пишут про это. Постепенно начинают советоваться с профессионалами,
хотя без неточностей и ошибок пока не получается.
Из взятого интервью у нашего преподавателя получилась статья в Вечерней Москве
которую представляем вашему вниманию. Нам пришлось ее немного подкорректировать и уточнить.
Оригинал расположен по адресу Вечерняя Москва (#41 (23839) от 4 марта 2004 года (четверг))
УМИРАТЬ НЕ МОДНО.СНОУБОРД - КРАСИВО, КРУТО, ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ
![](/pic/dncb.jpg)
Мария ФИЛИППЕНКО. Вечерняя Москва (4 марта 2004г.)
Сколько раз я слышала от друзей эти названия: "Эльбрус", "Чегет", даже
злосчастный "Терскол". Популярное место у российских сноубордеров. От
них же слышала байки про "вспахать целину" и про "подрезать лавину".
Безбожно путала "фрирайд" с "фристайлом", раздражая этим все тех же
модных друзей. Теперь уже никогда не спутаю, потому что знаю: фрирайд
(внетрассовое катание по снежной целине) может закончиться страшной
смертью. Всю вторую половину февраля СМИ и Интернет пестрели
оперативными сводками о том, как проходят поиски пропавших на Чегете
сноубордистов. 27 февраля откопали тело последнего из них… Гибель семи
студентов МГУ стала знаковой, если не переломной, для российской
сноуборд-культуры.
Шесть ребят и одна девчонка из Москвы (всем около двадцати лет) приехали
7 февраля в поселок Терскол (Приэльбрусье, Кабардино-Балкария).
Остановились, скорее всего, на частной квартире, потому что в гостиницах
и на турбазах экстремалов худо-бедно стараются отслеживать. Этих же
семерых, пропавших 10 февраля, хватились только через сутки.
Неясно, сами ли они вызвали лавину, и вообще катались там по целине или
просто гуляли... Известно, что на северном склоне горы Чегет (который
навсегда закрыт из-за сильной лавиноопасности) их накрыло самой крупной
и разрушительной за весь сезон лавиной, которую местные жители прозвали
"Погремушкой". За два дня до этого в Приэльбрусье был сильный снегопад.
Склоны были закрыты для катания, подъемники не работали. Все, кроме
"дикарей", знали, что в горы после снегопада соваться нельзя.
12 февраля, когда забеспокоились родители в Москве, начались поиски, в
которых было задействовано около 160 человек, в том числе специалисты из
Германии, а также вертолеты и поисковые собаки. Искали 16 дней.
У кого-то из погибших в одежду были вшиты особые датчики. По
этим сигналам их и обнаружили. Для поиска остальных из Германии
доставили детекторы, реагирующие на волны от любого активного источника
(например, телефона) или специальных отражателей, встроенных в костюмы
сноубордистов. И все же поисковикам пришлось почти наобум находить тела,
прорывая, вернее прорубая, бензопилой траншеи в ледяных сугробах.
Погибших обнаружили на глубине двух метров, и лишь последнего, на
которого, видимо, пришелся самый мощный удар лавины, – под
четырехметровой толщей застывшего снега.
Закатает, как в асфальт
Московское горнолыжное и сноубордистское сообщество восприняло эту
историю со смешанными эмоциями: с одной стороны, (пояснили мне) это в
горах случается регулярно, но с другой – чтобы так много человек сразу...
Почему это произошло, объясняет преподаватель Союза инструкторов горных
лыж и сноуборда Мария ДОЛГОШЕИНА:
– Ребята оказались в опасном месте в неудачное время, сразу после снегопада. Нарушили все правила
катания в таких местах.
Сноубордисты съезжали не по одному, а
все вместе. Их одновременно и накрыло. Есть правила: один спустился,
встал в безопасном месте, показал, что все нормально, тогда едет
следующий. Если кто-то попадет в лавину, друзья быстро подоспеют на
помощь. Никто, кроме них, не поможет - просто не успеют. Тут счет идет
на минуты.
У ребят не было необходимого оборудования, без которого нельзя
кататься, в первую очередь биперов. Они, конечно, дорогие – 200–300
долларов.
– Сколько времени человек может продержаться под лавиной?
– Максимум 15 минут. Это если повезло, и успел сгруппироваться,
разгрести вокруг лица пространство для воздуха. Потом лавина уплотняется и замерзает.
Часто люди задыхаются: снежная пыль, которая образуется во время
лавины, забивается в нос, глаза, уши и дышать становиться невозможно.
– А разве воздух не проходит сквозь снег?
– Во время остановки после схода, кинетическая энергия преобразуется в тепловую (лавина как-бы разогревается), и когда
останавливается, она тут же склеивается и становится похожей на
цемент. Какой воздух... Кроме того от дыхания вокруг лица образуется ледяная корка, сквозь которую воздух уже не проходит.
– Значит, самому нельзя откопаться?
– Невозможно. Как тебя скрутило в лавине, так и лежишь, словно
закатанный в асфальт. Может руки-ноги поломать. Кричать бесполезно – не
услышат. При этом ты будешь слышать, как над тобой ходят, ищут. Такая
особенность снега.
– Как сходит лавина?
– Снег выпадет и ложится слоями, как слоеный пирог. Температура, солнце,
ветер – все влияет на его качество, поэтому в этих слоях снег разный.
Из-за разницы температур происходит перекристаллизация: в одном из слоев
снег превращается в катышки, похожие на крупу, очень скользкие и
подвижные. Сноуборд может прорезать снег до этого слоя, и тогда весь
верхний снег отрывается и сползает вниз, разгоняясь. Погибшие же ребята,
скорее всего, попали в самую страшную, "сухую" лавину: это свежий,
морозный снег, движется он с огромной скоростью, от него практически невозможно уехать.
– Как ищут тех, кого засыпало?
– Все, кто идет кататься по целине, должны иметь противолавинное
оборудование: бипер, щуп и лопату. Защелкнувшийся на поясе сноубордиста,
бипер начинает непрерывно подавать радиосигналы. Биперы во всем мире
настроены на одну частоту (457КГц). Если кто-то из группы попал под лавину, все
переключают биперы в режим поиска и начинают искать. Когда зона поиска
ограничена, в дело идет щуп – складная палка типа удочки длиной до трех
метров, которой протыкают снег. Наткнувшись на человека, его как можно
быстрее откапывают лавинной лопатой.
– Кто виноват в этой трагедии?
– Прежде всего - сами погибшие, из-за своей необразованности.
Конечно, у нас в стране огромная проблема с тем, что курорты в горах плохо
оснащены. Мало хорошо подготовленных трасс, предупреждающих о
лавиноопасности знаков не хватает и ставяться не всегда... Другое дело,
что и многие люди, которые едут туда кататься, не знают, насколько это опасно,
что этому нужно учиться.
А чтобы кататься быстро и эффективно - надо заниматься с инструктором,
а не учиться у друзей.
В горах просто необходимо пообщаться со специалистами-лавинщиками,
если удаляетесь от трасс - взять гида из местных, прислушиваться к его советам.
Один мудрый инструктор говорил: "Лучше быть один раз трусом, чем всю
жизнь - мертвым".
Крутой – или живой?
Уже много лет, как кататься на сноуборде у нас стало круто. Пожалуй,
больше ни на что в нашей стране не было такой повальной, стойкой
молодежной моды. Привлекало все – необычное снаряжение, модная одежда,
симпатичные мальчики, красоты гор, а главное – адреналин. Именно начиная
со сноуборда, в наш обиход вошли слова "адреналин" и "экстрим".
Среди первых наших прорайдеров (профессиональных сноубордистов) 9 лет
назад начал кататься Максим БЕЛОГУРОВ, он же Черок. Все его сотрясения
мозга, растяжения и разрывы связок ничто по сравнению с пятью минутами,
проведенными под лавиной на Эльбрусе в 1997 году: "Мы катались с
французскими прорайдерами. Они сверху и подрезали лавину, когда я
спускался. Во-первых, все происходит очень быстро. Есть доли секунды на
принятие решений, от которых зависит твоя жизнь. Во-вторых, как любое
стихийное действие, это очень красиво, очень страшно и абсолютно
безнадежно. Перед лавиной всегда идет звуковая, похожая на гром, и
ударная волна. Потом, перед снегом – снежная пыль. Наглотавшись ее,
можно задохнуться, еще не попав в лавину. Мне повезло: когда меня сбила
ударная волна, я упал на спину, лавина меня так и понесла. Я старался
держать ноги со сноубордом над собой, чтобы его не засосало внутрь
лавины, как в омут. Так, на языке лавины, я проехал метров 200–250.
Когда она остановилась, я попытался поехать, но тут меня догнал второй
язык (ведь лавина сходит не однородной массой, а частями) и сбил меня
лицом вперед. Я упал на колени и уже ничего не мог делать. Я не успел
совершить ни одну из советуемых манипуляций – ни руки к лицу не
приставил, даже рот не закрыл. Когда все остановилось, я оказался в
снегу вниз головой и понял, что не могу дышать, все забила пыль. Вокруг
было абсолютно темно, очень жестко и очень страшно. Жизнь перед глазами
не промелькнула, но в какой-то момент я понял, что это конец.
Застывающая лавина начала сжимать меня, как в тисках. Я попрощался со
всеми, но тут почувствовал, что кусочек моей доски торчит снаружи. И
успокоился, потому что понял, что сейчас ребята меня найдут. Так и
произошло через три или пять минут". После такого страшного опыта Максим
тем не менее сноуборд не бросил. В этой культуре его притягивает, по его
словам, вовсе не адреналин.
– Ошибочное мнение, что все якобы ищут острых ощущений. Те, кто так
говорит, чаще всего и гибнут. Те же, кто по-настоящему катаются и любят
это, очень осторожные люди и берегут свою жизнь. У них травм и так
хватает. Меня привлекает чувство гармонии своего тела с природой. Ты
становишься частью рельефа – в этом для меня смысл катания.
– Почему у тех, кто этим занимается, такая тяга к смертельной опасности?
– Не тяга, а отсутствие понимания опасности. У русских людей вообще
слабо развит инстинкт самосохранения. Это особенность менталитета.
– Это ведь ваша тусовка ввела в России моду на сноубордическую
крутость, безбашенность, адреналин. Не чувствуете ответственности?
– Нет и не должны. Каждый человек имеет свою голову на плечах. Горы
глупостей не прощают. Надо уметь вовремя остановиться, сказать себе:
"Мне страшно. Я не хочу". А люди с этим "успешно" борются, говоря: "Мне
страшно, но я должен себя побороть и стать крутым!" В этом и есть
главная ответственность.
Предисовие и исправления: Шишков Д.Л.
|