СМИ

09.03.2004

<< Назад
>> Обсудить

Наше предисловие

Будем надеяться, что несчастье, случившееся с семерыми сноубордистами в начале февраля на Чегете отрезвит многие горячие головы, заставит задуматься.

Теперь наши российские СМИ стали уделять больше внимания безопасности в горах и пишут и пишут про это. Постепенно начинают советоваться с профессионалами, хотя без неточностей и ошибок пока не получается.

Из взятого интервью у нашего преподавателя получилась статья в Вечерней Москве которую представляем вашему вниманию. Нам пришлось ее немного подкорректировать и уточнить.

Оригинал расположен по адресу Вечерняя Москва (#41 (23839) от 4 марта 2004 года (четверг))

УМИРАТЬ НЕ МОДНО.

СНОУБОРД - КРАСИВО, КРУТО, ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ

Мария ФИЛИППЕНКО. Вечерняя Москва (4 марта 2004г.)

Сколько раз я слышала от друзей эти названия: "Эльбрус", "Чегет", даже злосчастный "Терскол". Популярное место у российских сноубордеров. От них же слышала байки про "вспахать целину" и про "подрезать лавину". Безбожно путала "фрирайд" с "фристайлом", раздражая этим все тех же модных друзей. Теперь уже никогда не спутаю, потому что знаю: фрирайд (внетрассовое катание по снежной целине) может закончиться страшной смертью. Всю вторую половину февраля СМИ и Интернет пестрели оперативными сводками о том, как проходят поиски пропавших на Чегете сноубордистов. 27 февраля откопали тело последнего из них… Гибель семи студентов МГУ стала знаковой, если не переломной, для российской сноуборд-культуры.

Шесть ребят и одна девчонка из Москвы (всем около двадцати лет) приехали 7 февраля в поселок Терскол (Приэльбрусье, Кабардино-Балкария). Остановились, скорее всего, на частной квартире, потому что в гостиницах и на турбазах экстремалов худо-бедно стараются отслеживать. Этих же семерых, пропавших 10 февраля, хватились только через сутки.

Неясно, сами ли они вызвали лавину, и вообще катались там по целине или просто гуляли... Известно, что на северном склоне горы Чегет (который навсегда закрыт из-за сильной лавиноопасности) их накрыло самой крупной и разрушительной за весь сезон лавиной, которую местные жители прозвали "Погремушкой". За два дня до этого в Приэльбрусье был сильный снегопад. Склоны были закрыты для катания, подъемники не работали. Все, кроме "дикарей", знали, что в горы после снегопада соваться нельзя.

12 февраля, когда забеспокоились родители в Москве, начались поиски, в которых было задействовано около 160 человек, в том числе специалисты из Германии, а также вертолеты и поисковые собаки. Искали 16 дней.

У кого-то из погибших в одежду были вшиты особые датчики. По этим сигналам их и обнаружили. Для поиска остальных из Германии доставили детекторы, реагирующие на волны от любого активного источника (например, телефона) или специальных отражателей, встроенных в костюмы сноубордистов. И все же поисковикам пришлось почти наобум находить тела, прорывая, вернее прорубая, бензопилой траншеи в ледяных сугробах.

Погибших обнаружили на глубине двух метров, и лишь последнего, на которого, видимо, пришелся самый мощный удар лавины, – под четырехметровой толщей застывшего снега.

Закатает, как в асфальт

Московское горнолыжное и сноубордистское сообщество восприняло эту историю со смешанными эмоциями: с одной стороны, (пояснили мне) это в горах случается регулярно, но с другой – чтобы так много человек сразу...

Почему это произошло, объясняет преподаватель Союза инструкторов горных лыж и сноуборда Мария ДОЛГОШЕИНА:

– Ребята оказались в опасном месте в неудачное время, сразу после снегопада. Нарушили все правила катания в таких местах. Сноубордисты съезжали не по одному, а все вместе. Их одновременно и накрыло. Есть правила: один спустился, встал в безопасном месте, показал, что все нормально, тогда едет следующий. Если кто-то попадет в лавину, друзья быстро подоспеют на помощь. Никто, кроме них, не поможет - просто не успеют. Тут счет идет на минуты. У ребят не было необходимого оборудования, без которого нельзя кататься, в первую очередь биперов. Они, конечно, дорогие – 200–300 долларов.

– Сколько времени человек может продержаться под лавиной?

– Максимум 15 минут. Это если повезло, и успел сгруппироваться, разгрести вокруг лица пространство для воздуха. Потом лавина уплотняется и замерзает. Часто люди задыхаются: снежная пыль, которая образуется во время лавины, забивается в нос, глаза, уши и дышать становиться невозможно.

– А разве воздух не проходит сквозь снег?

– Во время остановки после схода, кинетическая энергия преобразуется в тепловую (лавина как-бы разогревается), и когда останавливается, она тут же склеивается и становится похожей на цемент. Какой воздух... Кроме того от дыхания вокруг лица образуется ледяная корка, сквозь которую воздух уже не проходит.

– Значит, самому нельзя откопаться?

– Невозможно. Как тебя скрутило в лавине, так и лежишь, словно закатанный в асфальт. Может руки-ноги поломать. Кричать бесполезно – не услышат. При этом ты будешь слышать, как над тобой ходят, ищут. Такая особенность снега.

– Как сходит лавина?

– Снег выпадет и ложится слоями, как слоеный пирог. Температура, солнце, ветер – все влияет на его качество, поэтому в этих слоях снег разный. Из-за разницы температур происходит перекристаллизация: в одном из слоев снег превращается в катышки, похожие на крупу, очень скользкие и подвижные. Сноуборд может прорезать снег до этого слоя, и тогда весь верхний снег отрывается и сползает вниз, разгоняясь. Погибшие же ребята, скорее всего, попали в самую страшную, "сухую" лавину: это свежий, морозный снег, движется он с огромной скоростью, от него практически невозможно уехать.

– Как ищут тех, кого засыпало?

– Все, кто идет кататься по целине, должны иметь противолавинное оборудование: бипер, щуп и лопату. Защелкнувшийся на поясе сноубордиста, бипер начинает непрерывно подавать радиосигналы. Биперы во всем мире настроены на одну частоту (457КГц). Если кто-то из группы попал под лавину, все переключают биперы в режим поиска и начинают искать. Когда зона поиска ограничена, в дело идет щуп – складная палка типа удочки длиной до трех метров, которой протыкают снег. Наткнувшись на человека, его как можно быстрее откапывают лавинной лопатой.

– Кто виноват в этой трагедии?

– Прежде всего - сами погибшие, из-за своей необразованности. Конечно, у нас в стране огромная проблема с тем, что курорты в горах плохо оснащены. Мало хорошо подготовленных трасс, предупреждающих о лавиноопасности знаков не хватает и ставяться не всегда... Другое дело, что и многие люди, которые едут туда кататься, не знают, насколько это опасно, что этому нужно учиться. А чтобы кататься быстро и эффективно - надо заниматься с инструктором, а не учиться у друзей.
В горах просто необходимо пообщаться со специалистами-лавинщиками, если удаляетесь от трасс - взять гида из местных, прислушиваться к его советам.
Один мудрый инструктор говорил: "Лучше быть один раз трусом, чем всю жизнь - мертвым".

Крутой – или живой?

Уже много лет, как кататься на сноуборде у нас стало круто. Пожалуй, больше ни на что в нашей стране не было такой повальной, стойкой молодежной моды. Привлекало все – необычное снаряжение, модная одежда, симпатичные мальчики, красоты гор, а главное – адреналин. Именно начиная со сноуборда, в наш обиход вошли слова "адреналин" и "экстрим".

Среди первых наших прорайдеров (профессиональных сноубордистов) 9 лет назад начал кататься Максим БЕЛОГУРОВ, он же Черок. Все его сотрясения мозга, растяжения и разрывы связок ничто по сравнению с пятью минутами, проведенными под лавиной на Эльбрусе в 1997 году: "Мы катались с французскими прорайдерами. Они сверху и подрезали лавину, когда я спускался. Во-первых, все происходит очень быстро. Есть доли секунды на принятие решений, от которых зависит твоя жизнь. Во-вторых, как любое стихийное действие, это очень красиво, очень страшно и абсолютно безнадежно. Перед лавиной всегда идет звуковая, похожая на гром, и ударная волна. Потом, перед снегом – снежная пыль. Наглотавшись ее, можно задохнуться, еще не попав в лавину. Мне повезло: когда меня сбила ударная волна, я упал на спину, лавина меня так и понесла. Я старался держать ноги со сноубордом над собой, чтобы его не засосало внутрь лавины, как в омут. Так, на языке лавины, я проехал метров 200–250. Когда она остановилась, я попытался поехать, но тут меня догнал второй язык (ведь лавина сходит не однородной массой, а частями) и сбил меня лицом вперед. Я упал на колени и уже ничего не мог делать. Я не успел совершить ни одну из советуемых манипуляций – ни руки к лицу не приставил, даже рот не закрыл. Когда все остановилось, я оказался в снегу вниз головой и понял, что не могу дышать, все забила пыль. Вокруг было абсолютно темно, очень жестко и очень страшно. Жизнь перед глазами не промелькнула, но в какой-то момент я понял, что это конец. Застывающая лавина начала сжимать меня, как в тисках. Я попрощался со всеми, но тут почувствовал, что кусочек моей доски торчит снаружи. И успокоился, потому что понял, что сейчас ребята меня найдут. Так и произошло через три или пять минут". После такого страшного опыта Максим тем не менее сноуборд не бросил. В этой культуре его притягивает, по его словам, вовсе не адреналин.

– Ошибочное мнение, что все якобы ищут острых ощущений. Те, кто так говорит, чаще всего и гибнут. Те же, кто по-настоящему катаются и любят это, очень осторожные люди и берегут свою жизнь. У них травм и так хватает. Меня привлекает чувство гармонии своего тела с природой. Ты становишься частью рельефа – в этом для меня смысл катания.

– Почему у тех, кто этим занимается, такая тяга к смертельной опасности?

– Не тяга, а отсутствие понимания опасности. У русских людей вообще слабо развит инстинкт самосохранения. Это особенность менталитета.

– Это ведь ваша тусовка ввела в России моду на сноубордическую крутость, безбашенность, адреналин. Не чувствуете ответственности?

– Нет и не должны. Каждый человек имеет свою голову на плечах. Горы глупостей не прощают. Надо уметь вовремя остановиться, сказать себе: "Мне страшно. Я не хочу". А люди с этим "успешно" борются, говоря: "Мне страшно, но я должен себя побороть и стать крутым!" В этом и есть главная ответственность.

Предисовие и исправления: Шишков Д.Л.
<< Назад
>> Обсудить