02.04.2003
Впервые в Альпах.
Чудеса случаются. То, что состоялась первая заграничная
Школа горных лыж и сноуборда, организованная НП СИГС (www.snowpro.ru)
и турфирмой Бутик космических приключений, иначе как чудом не назовешь. Особая
благодарность Наталье Кулигиной - она выступала в роли главной волшебницы,
без её хлопот мы бы не только никуда не уехали, но могли бы еще и не вернуться
назад. С составом группы для поездки во Францию на курорт Les Arcs (www.lesarcs.com) была полная неопределенность
до последней недели. Группа окончательно сформировалась меньше чем за сутки
до вылета – запланированному на эту поездку инструктору по сноуборду не дали
визу, организаторам удалось оперативно найти замену – Макса Петрова, и оформить
ему визу. Мы знали Макса по Кировску 2002, поэтому неожиданная замена нас вполне
устроила.
Чартер в Гренобль вылетал из Шереметьево-2 в 8.20
утра. Как добраться из Питера на ранний рейс без риска опоздания? Ежедневно
идет поезд Санкт-Петербург – Иркутск (или Омск – один по четным, другой по нечетным
дням), прибывающий на Курский вокзал Москвы в 4.30 утра. Следующий по расписанию
регулярный поезд прибывает на Ленинградский вокзал в 5.55 утра. Из поезда по
мобильнику мы вызвали такси 095-940-8888, водитель которого встретил
нас у вагона поезда и доставил в аэропорт примерно за час за 600 рублей.
Из аэропорта Гренобля St-Geoirs (в Гренобле 2 аэропорта,
второй – le Versoud – находится на 50 км ближе к горам) автобус группового трансфера
доставил нас в Bourg-St-Maurice (около 180 км от аэропорта), где нашу группу
перегрузили на такси и доставили к курорту Arc 1800. Автобус проследовал далее
до Val d’Isere. Неподалёку расположены Tigne, Courchevelle, Albertville. В городке
Aime автобус делал остановку, чтобы высадить группу, направляющуюся в La Plagne
(ла плань). В сезоне 2003-04 La Plagne и Les Arcs соединят канаткой, превратив
этот район катания в один из самых крупных во Франции. http://www.alpineskimaps.com/france/laplagne/wintermap.html
Размещение на курорте было сделано организаторами
через C.I.S Immobilier www.cis-immobilier.com. В офисе C.I.S
на курорте, предъявив факс о резервировании, мы получили ключи от апартаментов
и оставили депозит 300 евро за апартамент, возвращаемый после осмотра комнат
перед отъездом. Можно внести депозит наличными, можно заблокировать на карте.
По этому же факсу нам выдали ски-пассы в кассе турист-офиса. Для ски-пасса нужно
1 фото, если не взяли с собой - в соседнем магазине вас «щелкнут» моментальным
фото за 5 евро. Кроме того, в офисе C.I.S нам выдали бумажки на получение постельного
белья в прачечной. Полотенца в оплаченный комплект не входили, их можно взять
в прачечной на 3.5 евро в неделю либо купить в супермаркете – около 10 евро.
Комплекс апартаментов Belles Chalets представляет
собой 11-этажное здание, причудливо повторяющее рельеф склона. Из нашего окна
(размером во всю стену!) открывался вид на МонБлан, Bourg-St-Maurice и кусок
нашего региона катания. Местный телевизионный канал постоянно крутит информацию
об открытых/закрытых трассах, прогноз погоды, лавиноопасность, а также информацию
о соревнованиях и концертах и прочих событиях на курорте. Настойчиво рекламируется
трасса скоростного спуска, на которой установлен мировой рекорд скорости на
лыжах (около 250 кмч). Специальные лыжи и шлем предоставляются. Один спуск
– 12.5 евро, 3 спуска – 25 евро. Скорость засекается на участке длиной около
100 метров, после приличного разгона. На обычных горных лыжах и сноубордах на
трассу не пускают. Желающие могут спуститься параллельно этой трассе по нарытым
их предшественниками буграм. К другим достопримечательностям можно отнести одну
из длиннейших в Европе трассу Aiguille Rouge, идущую с одноименной вершины высотой
3226 метра – длина около 7 км, перепад 2100 метров, маркирована чёрным.
Последний снегопад был 3 марта, за 2 недели до нашего
приезда выпало около 30 см. Естественно, всю целину уже раскатали, а что не
раскатали, то превратилось в плотный наст со смерзшимися следами первопроходцев,
либо в жесткие бугры. Погода отличная, на небе ни облачка. Синие и красные трассы
гладкие и жесткие. Некоторые черные трассы не ратрачатся и бугристы. Днем солнце
подогревает снег, ночью все замерзает. Относительно мягкие бугры можно было
найти на высоте более 2500 метров на северных склонах. Лес, как водится, перестает
расти выше 2000 метров. Наши лыжники сказали, что в лесу в районе Vallandry
есть интересные трассы, но мы туда не добрались.
Синие трассы часто очень скучны и пологи и представляют
собой ратрачную дорогу, вьющуюся как серпантин поперек склона (Plan vert, Plan),
но иногда, особенно в лесу, полны сюрпризов типа приличного уклона с перепадами,
вызывающих недоумение по поводу их маркировки синим цветом (Les Rhodos). Трасса
Plan des eaux – широченная гладкая дорога, при этом местами в меру крутая –
хороша для начальной раскатки и позволяет выскочить к бугелю Bosses 43 вместо
долгого синего выката до кресел Plagnettes 36, на которые собирается приличная
очередь. Мы выбрали трассу Charmettoger для накатывания техники как хорошо
просматриваемую нашим инструктором, малолюдную, при этом ровную и достаточно
крутую. Часто видел, как бордеров-новичков, просто севших на 5ю точку на крутом
участке этой трассы, несло вниз с десяток метров при почти нулевой скорости
падения (это я оправдываюсь за выбор синей трассы). Почему параллельная Reches
маркирована красным – непонятно, рельеф такой же, но больше народу и перекрестков.
Красные трассы, как правило, состоят из крутяка,
выполаживания, опять крутяка, опять выполаживания. Крутяки по длине сравнимы
с нашей Золотой Долиной, уклон оценить не берусь. Могут быть слегка бугристы.
В основном достаточно широкие, но в местах, где красные трассы идут траверсами
в обход черных крутяков, могут быть шириной в 1 ратрак с разбитым за день снегом
и совсем некомфортны для бордеров. Проще соскрести на кантах по черному, чем
толкаться в узком коридоре с людьми, залезшими в него, как и ты, от страха и
нежелания спускаться по черному куску. При этом одна сторона коридора может
быть скалой, другая – сеткой, за которой – пропасть. Мы нашли только одно такое
место, на спуске с Aiguille Rouge. Одна из наиболее популярных трасс – Grand
renard, но верхняя часть до хребта скучна и не заслуживает красной маркировки,
на всей трассе всегда столпотворение. Нам очень понравилась трасса Belette
под креселкой Plan Bois 69 – относительно пустынная трасса, широкая, с несколькими
крутыми участками различного уклона, гладкая как стол.
Черные трассы иногда маркируются так из-за узости,
например Bosses – шириной примерно в 2-3 ратрака, и один приличный крутяк на
ней, более ничего особого, идет параллельно Belette и почти повторяет её рельеф.
Мы видели тренировку спасателя – он с пустыми носилками спускался по ней легким
плугом с такой скоростью, что даже с подъемника смотреть было страшновато. Из
окна автобуса мы посмотрели на пустынную Comborciere и заочно прониклись уважением
к людям, способным чувствовать себя на ней уверенно. Район между этой трассой
и Ours показался нам (из окна автобуса) интересным для крутых фрирайдеров. Склон
был весь исчерчен следами лыж и досок. Мне показалось, что эти склоны ощутимо
превосходят мой уровень катания.
Из ярких впечатлений – подъем на Aiguille Rouge
с последующим спуском. Подъем туда осуществляется на двух подъемниках – первый
маленькие гондолки с высоты 2120 на 2679, второй – маятник с кабинами на 70
человек на высоту 3210 метров.На маятник стоит очередь почти как в Домбае, но
движется очень быстро. Открывается потрясающий вид на весь регион катания, в
30 км виднеется южная сторона МонБлана. Высадка с transarc 47 внизу едва различима.
Рядом с началом трассы на снегу лежат заботливо приготовленные спасательные
носилки. Пытаюсь объехать первый крутяк по узкому коридору – там каша из разбитого
снега, разгоняться не хочется, на малой скорости вязнешь, ставишь доску поперек,
падаешь. Сплошной дискомфорт. Марианна первый раз попадает на склон, за видимой
границей которого лежит пропасть, на дне которой – здания курорта Arc 2000 размером
со спичечную коробку. Не спеша сползаешь к видимой границе – стоит табличка
«уклон 60%». Во второй объездной коридор лезть не хочется, соскабливаюсь на
фронтсайде. Уговорить Марианну последовать за мной не удается, она уходит в
коридор и преодолевает его минут за 10. Появляется из него злая, кроя матом
того, кто ее сюда затащил, то есть меня. Уходим на красную трассу с длинным
траверсом к посадке на 2ю очередь, оттуда я предпочитаю срезать дорогу по буграм.
Марианна опять теряет силы на плоской траверсной дороге и злится еще больше.
Благополучно спускаемся к креслам для трансфера на нашу сторону, к Arc 1800.
Они уже закрыты. Скатываемся к Arc 2000 и возвращаемся домой на автобусе.
После возвращения из Альп впечатление - учиться
учиться и учиться ........... Даже на правильно выбранных синих трассах скорость
набирается так, что хочется сбрасывать хвост, а не закладывать дугу поперек
склона. Трассы по ширине в основном примерно как в Коробицыно, проблема вылета
с трассы при увлечении дугой и там актуальна. По длине и уклону - совсем не
как в Коробицыно. К середине трассы приседания/выпрямления даются с трудом,
к концу хочется упасть на снег и полежать чуток. Ни одну ровную красную трассу
без торможения не пройти. Радует то, что немногие лыжники это могут :) реальных
карверов на досках, к сожалению, не видел. Многие катают на жестком, но делают
это как-то очень горнопляжно. Забавно смотреть, как начинающие бордеры на синей
трассе на мягком комплекте тужатся прыгнуть на каждой кочке, с трудом докатившись
до неё.
На кресельные подъемники с досками в руках не пускают,
только с пристегнутой одной или двумя ногами. Выкат при высадке с подъемника
с одной отстегнутой ногой весьма неприятен и требует повышенного внимания –
рулить доской совсем неудобно. Бугеля все однотипные, гнутая штанга с маленькой
тарелочкой типа татрапома, при этом изгиб штанги таков, что подниматься на нем
на борде удовольствия не доставляет. Длиннющий Plan vert 37 – и вовсе смерть
бордеру, я отцепился на середине и поехал на кресла.
Стайки прилично катающихся людей на лыжах с инструктором
– вполне привычное дело, их можно встретить на трассах разной сложности. Самоучек-Кулибиных,
пытающихся самостоятельно начать освоение снаряда на красной или черной трассе,
почему-то я не заметил. Были встречены катающиеся на экзотических для нас снарядах
– скволе (две ноги на одной лыже одна впереди другой), и на монолыже – две ноги
рядом.
Контингент катающихся разнообразен. Я сначала посмеялся,
увидев в прейскуранте «старше 72 лет – скипасс бесплатно». Потом разговорился
на смеси чешско-русско-немецко-английско и чуть-чуть французского языков с рожденным
во Франции чехом, который сказал что ему 71 и на следующий год skipass будет
costenlos. Я бы на вид ему дал поменьше. В основном на красных и синих трассах
публика горнопляжная, крутые перцы вероятно катаются на черных и преимущественно
пасутся на самой высокой точке района Augille Rouge.
В дни нашего пребывания на курорте проходил чемпионат
бордеров-трюкачей Quicksilver SlopeStyle Pro. Посмотреть было на что, однако
в выборе «смотреть либо кататься» победило второе. Снегоходы регулярно увозили
в люльках пострадавших участников, и к концу соревнований хромые и перевязанные
бордеры разгуливали по курорту целыми компаниями. Информация о соревнованиях:
http://www.usa.quiksilver.com/?pageID=372
Подъемники открываются в 8.45, часам к 11-12 пик
очередей (идут быстро и раздражения не вызывают), к часу все рассаживаются по
кабачкам и у подъемников почти никого. Первые (а их было так мало, этих дней!)
дни мы укатывались до изнеможения примерно к 14-15 часам, потом один день изменили
график и сделали перерыв, спустившись в отель примерно к часу дня, сняв аммуницию,
подкрепившись и чуток повалявшись, и вышли на гору, прокатавшись до закрытия
подъемников в 17 часов. Это – оптимальный график, позволяющий выкатать максимальное
время, при условии времени от отеля до подъемников не более 10 минут.
Ассортимент полуфабрикатов в супермаркете в 50 метрах
от отеля не был распробован нами и наполовину. Готовые блюда в заморозке, супы
в бутылках, ассортимент сыров, колбас, соусов. Вина, сидр, пиво……… По ресторанчикам
не ходили по нескольким причнам: запас продуктов в холодильнике внушал опасение
за нашу способность их съесть до отъезда и постоянно пополнялся. Пошел за пакетом
молока и принес 2 мешка всяких вкусностей – мой типичный поход в магазин. Суммы,
потраченные в супермаркете, сокращались с 80 евро в 1й вечер, когда мы покупали
полотенца и прочие хозяйственные принадлежности, до 20-30 евро в остальные дни.
Вторая причина игнорирования ресторанов (даже не отведали фондю и раклет!) –
отсутствие свободных мест по вечерам. Аншлаг полный. Для завершающего ужина
заказали места, задержались на 10 минут – вуаля, столики заняты. Зато рядом
с высадкой с фуникулера в Bourg-St-Maurice, рядом с Intersport, мы нашли магазин
морепродуктов, где купили дюжину устриц за 6.9E! Внизу продукты дешевле примерно
на 20%, но смысла ездить с Arc 1800 за ними нет, несмотря на бесплатный транспорт.
В Intersport на курорте я обратил внимание, сколько
стоит кодовый замок для пристегивания лыжедосок – 28 евро. В финском Intersport
мне его покупали за 15 евро. Спрос рождает предложение? Хороший выбор шлемов,
распространенная модель Cebe стоит 56 евро. Очки одной модели везде стоят одинаково,
а ботинки salomon в двух магазинах на курорте разнились в цене на 15%.
Пару слов о Школе. И лыжники, и бордеры осваивали
резаное ведение – со своими инструкторами. У нас, бордеров, инструктор часто
занимал позицию на хорошо просматриваемой трассе и снимал нас на видео, комментируя
ошибки. Макс обеспечил нас рациями, мы постоянно были на связи, что экономило
кучу времени и сил. Достиг ли ли мы ощутимого прогресса? Я пойму это, оказавшись
на выходных в Коробицыно. Горы я покидал с чувством неудовлетворения своей техникой,
однако на видео я смотрелся на последних спусках значительно лучше, чем в первые
дни, когда мне самому казалось, что я еду хорошо. Примерно такое же ощущение
было и в Домбае на 5-6й день – чувствуешь, что что-то не так, а потом приходит
озарение, и все начинает получаться. В Альпах до него не хватило пары дней.
Из казусов запомнилась жарка колбасок нашими лыжниками
и наш отъезд с курорта.
Я варю спагетти, чувствую явный запах горелого.
Обнюхиваю кастрюлю – запах не отсюда. Выхожу на балкон – вижу столб дыма из
одного из номеров на нашем 11м этаже. Балконы проходные, устремляюсь к дыму,
и вижу Диму, засовывающему сковородку в раковину. С пожарной сигнализацией у
них беда – нет ее. Случись что, сгорит все в 2 секунды. Проветриваем номер,
Дима курит на балконе, старательно пуская дым, делая вид, что это он накурил.
Димины соседи еще пару дней жалуются на запах гари.
Вас никогда не динамил трансфер до аэропорта? Очень
острые, надо сказать, ощущения. Таксист, который должен был отвезти нас с Arc
1800 к остановке группового автобуса, проспал это чудное субботнее утро. Наталье
удалось разбудить кого-то из представителей в этом районе, он сказал, что общий
автобус ждет нас внизу и дал добро на самостоятельную ловлю такси. Ловить такси
в 8 утра на горной дороге? Перспективы туманны. Тут подошел шаттл до фуникулера,
мы ломанулись в него, спустились вниз, по дороге сообщили представителю, где
нас искать, он организовал такси у нижней станции фуникулера. MB Vito довез
нас прямо до аэропорта.
Уселись в самолет, объявление по трансляции: «В
связи с тем, что группа из 5 туристов опаздывает к самолету, наш вылет задерживается».
Это экипаж одной из трех машин по какой-то причине серьезно опаздывал в аэропорт,
их друзья поговорили с командиром воздушного судна и вылет задержали минут эдак
на сорок.
Бюджет недельной поездки вышел около 2500 евро на
троих (третий – инструктор), включая скипассы, не включая шоппинг и питание.
Как альтернативу групповому трансферу при самостоятельной
организации поездки можно рассмотреть дорогу поездом – из аэропорта до вокзала
идет автобус, далее поездом до Bourg-St-Maurice, оттуда фуникулер, входящий
в зону действия ски-пасса Les Arcs, доставит вас в Arc 1600. От фуникулера ходят
бесплатные автобусы до Arc 1800 и Arc 2000. При этом, возможно, уезжать придется
вечером в последний день катания и ночевать в отеле где-нибудь в районе Гренобля.
Насколько это выгодно по деньгам – надо считать, возможно, овчинка выделки не
стоит. Если вы берете авто напрокат – имейте ввиду, что по субботам в ущелье
стоит пробка в направлении Гренобля, есть риск опоздать на самолет. С нами в
самолете летела компания 14 человек, они разместились в 3 авто, что обошлось
им на неделю в 900 евро на всех (трансфер – 1400 евро). Такси MB Vito на 8 пассажиров
с багажом от фуникулера в Bourg-St-Maurice до нужного нам аэропорта стоит 260
евро – мы убедились в этом на обратном пути, когда заказанное организаторами
такси от Les Arc 1800 до остановки автобуса группового трансфера в Bourg-St-Maurice
за нами не пришло. Телефон этого Vito 06 08 92 90 97, водитель англоговорящий.
Ссылки на соседние курорты:
Seez http://perso.wanadoo.fr/otseez/Anglais/Ang_hiver/Index_1_ang.htm
La Plagne http://www.alpineskimaps.com/france/laplagne/wintermap.html
La Rosiere http://ski.larosiere.net/index.html
Автор материала:Пойлов Александр.
|