30.10.2002
Маленькие психологические секреты для
инструкторов по горным лыжам и сноуборду.Секрет 1:
Любой человек, в том числе горнолыжник и сноубордист, воспринимает мир с помощью
ушей, глаз и телесных ощущений. В соответствии с этим выделяют три
основные сигнальные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую
(ощущения). И хотя у каждого человека есть все три сигнальных системы, но
развиты они по-разному. У кого-то лучше развита аудиальная система, у кого-то
кинестетическая, у кого-то визуальная. Случается, что хорошо работают сразу
две системы, три - очень редко.
В зависимости от ведущей системы всех людей условно делят на
кинестетиков, визуалов и аудиалов. - Визуалы: в основном воспринимают информацию через зрение.
Можно сказать, что пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать", напрямую относится к ним. В информации для визуалов прежде
всего важен зрительный образ, его яркость и красочность. Например,
вспоминая какой-либо случай, они скорее всего сначала увидят
"картинку", как-то связанную с вспоминаемой ситуацией, а уж потом в
памяти возникнут ощущения, слова и другие звуки. Если вы хотите, чтобы
ваш клиент лучше усвоил ваши рекомендации по технике катания на горных
лыжах, попробуйте передать ваши знания с помощью образов.
Например, объясняя основную стойку горнолыжника или сноубордиста, выражение: "Руки находятся
в положении "тачки", можно немножко видоизменить так: "Представьте, что
в руках вы везете тачку, груженную разноцветными леденцами (или шарами, или
игрушками, и т.д.)". Вообще в разговоре с визуалом стоит чаще употреблять
выражения типа: "представь себе:" "выглядит так, как будто", "похоже на".
И конечно именно для визуалов ваша демонстрация техники катания важна прежде
всего.
- Аудиалы: Аудиалы, как вы уже догадались, познают мир
через слух. Т.е. им важен звуковой ряд информации, то, как
произносятся слова, четкая ли артикуляция у говорящего, каков тембр голоса
(хотя это конечно важно и для визуалов и кинестетиков тоже.)
Вы и сами, наверное, не раз замечали, как утомительно слушать лектора,
который монотонно бубнит себе под нос. Если же при этом его речь
перегружена какими-либо специфическими терминами, мало вам
знакомыми, то ваше внимание, скорее всего, очень быстро переключится на
какой-нибудь более интересный вам предмет. Не стоит и говорить, что для
аудиалов такой лектор противопоказан.
Объясняя что-то, аудиалов лучше всего просить "послушать" вас, "послушать
лыжи под своими ногами", "послушать снег". Так они скорее вас поймут.
- Кинестетики: Что же касается кинестетиков, то им нужны, прежде
всего, ощущения, ощущения тела, в любом их виде. Кстати, из трех групп, о
которых здесь идет речь, именно кинестетики любят больше всех двигаться,
ведь с помощью движений они получают новые ощущения. Они наиболее
непоседливы и любят больше других подвижные игры, ощущения скорости и
ритма.
Если вам довелось обучать кинестетика, то, просите его "почувствовать":
"почувствовать движение", "почувствовать свои лыжи", "почувствовать
ритм движений", "ощутить, как давит ступня на ботинок" и т.д..
Во время занятий.
Во время занятий разбираться, кто находится перед вами - аудиал, визуал
или кинестетик, конечно некогда, особенно если вы занимаетесь с группой.
Поэтому было бы лучше, если бы в вашей речи встречались глаголы (или
выражения) обращенные и к слуху, и к зрению, и к ощущениям человека. То
есть было бы хорошо попросить своих учеников и "послушать", и "увидеть", и
"почувствовать" то, что вы объясняете. И в зависимости от этого давать и
задания, задействующие все сигнальные системы организма.
Пример: задание для визуалов:
- представьте себе, что вы едете как Бенжамин Райх или как Коля
Веселовский:
- представьте, что ваши лыжи режут ровную чистую дугу, а теперь
попробуйте проехать по той дуге, которую вы себе мысленно нарисовали.
задания на слух:
- услышьте разницу в звуке резаного скольжения и звука проскальзывания
лыж в бок:
- с закрытыми глазами угадайте, какие повороты совершает другой
ученик на склоне:
задания на ощущения:
- проехать, обращая внимание на то, как изменяется ощущение давления ноги на
лыжу в повороте.
проехать, ощущая ступнями неровности склона. Пусть посчитают в прямом смысле
бугры.
Хорошо, если на безопасном участке склона вы попросите вашего ученика проехать
немного с закрытыми глазами. Это также заставляет прислушиваться к своим ощущениям.
Секрет 2: Немного о выражении "ты должен".
Просьба или совет несколько приятнее приказа. Я имею в виду, что не стоит, обращаясь
к ученику, все время использовать в речи только модальность долженствования.
Известная всем с детства формулировка: "Ты (Вы) должен делать так"
привычнее, но все-таки человек быстрее услышит ваше требование, если оно будет
сформулировано в более мягком тоне. Вместо неприятного глагола "должен"
можно использовать мягкое: "попробуй сделать так", или "ты можешь
сделать так то", что не вызывает в человеке внутреннего сопротивления типа:
"Я никому ничего не должен!". Ведь вы же сами заинтересованы, чтобы
ваш клиент занимался на ваших занятиях непосредственно горными лыжами, а не
боролся с самим собой, со своей злостью и раздражением.
Секрет 3: Об использовании технических терминов.
Будучи новичком в горных лыжах и попав первый раз в горнолыжную школу, я
столкнулась с большим количеством незнакомых для меня терминов (стойка косого
спуска, плуг, угловое положение, сбрасывание пяток и т.д)
Прошло довольно много времени, прежде чем я стала понимать, что обозначает каждый из них.
То есть я видела, что показывает инструктор, но слов его понять
не могла, так как в них было очень много незнакомых терминов. Обучение было
бы проще, если бы инструктор, особенно первое время, показывая движение, говорил
бы: "Я делаю так" и показывал бы, не используя каких либо терминов и определений.
И только по прошествии, какого-то времени, когда ваши клиенты уже привыкнут,
например, ставить лыжи в положение плуга, вы можете назвать, дать определение
этого упражнения: "Этот технический элемент называется плуг".
Это связано с тем, что процесс восприятия новой информации у человека разделён,
т.е. он воспринимает отдельно зрительную информацию, осязательную (тактильную)
и информацию словесную, связанную с восприятием, осознанием новых терминов.
Тело гораздо легче запоминает новую информацию, новое движение, новые ощущения,
чем уши - новое слово. И мозг человека должен проделать определенную работу, прежде
чем звуковой ряд слова соединиться со смыслом данного слова, с его значением.
Органы чувств человека - зрение, слух, телесные ощущения (осязание), вкус, запах (обоняние),
ощущение равновесия и т.д. относиться к первой сигнальной системе, которая есть
и у человека и у животных. А речь и слова относятся ко второй сигнальной системе,
которая возникла позже.
Пример:
Ребёнок много раз сталкивается с понятием "молоко", он знает, где
оно находиться, как оно пахнет и какой у него вкус. Но запомнить слово "молоко"
и соединить его с теми ощущениями, которые у него есть по поводу слова "молоко"
ребёнок может далеко не сразу.
Не забывайте, пожалуйста, что ваши клиенты тоже с трудом усваивают понятия,
которые не знакомы еще их телу. Их тело еще не знает "стойку косого спуска" или
правильного "углового положения", и поэтому эти термины еще не понятны.
Только накопив определенный телесный опыт, человек будет готов усвоить
новый для него термин. Секрет 4: О свободе выбора.
Очень было бы приятно для клиента, если бы уважаемый господин
инструктор предоставлял бы ему (клиенту) свободу выбора склона,
упражнения, скорости. Когда есть из чего выбирать, и человек выбирает это
сам, он с большим удовольствием учиться. Клиент достигает больших
результатов, так как он чувствует свою свободу и свою ответственность за
процесс обучения. Старайтесь предоставить,
выбор склона или упражнения самому клиенту, при наличии такой возможности.
Конечно, вы предлагаете вашему ученику именно те склоны, которые соответствуют его уровню
подготовки и техники, но главное, чтобы он сам мог выбрать один из
нескольких предложенных вариантов.
Анна Шульман Психолог.
Союз инструкторов горных лыж и сноуборда.
|