СТАТЬИ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ.

30.10.2002

<< Назад
>> Обсудить

Маленькие психологические секреты для инструкторов по горным лыжам и сноуборду.

Секрет 1:

Любой человек, в том числе горнолыжник и сноубордист, воспринимает мир с помощью ушей, глаз и телесных ощущений. В соответствии с этим выделяют три основные сигнальные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую (ощущения). И хотя у каждого человека есть все три сигнальных системы, но развиты они по-разному. У кого-то лучше развита аудиальная система, у кого-то кинестетическая, у кого-то визуальная. Случается, что хорошо работают сразу две системы, три - очень редко.
В зависимости от ведущей системы всех людей условно делят на кинестетиков, визуалов и аудиалов.

  • секрет 2Визуалы: в основном воспринимают информацию через зрение. Можно сказать, что пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", напрямую относится к ним. В информации для визуалов прежде всего важен зрительный образ, его яркость и красочность. Например, вспоминая какой-либо случай, они скорее всего сначала увидят "картинку", как-то связанную с вспоминаемой ситуацией, а уж потом в памяти возникнут ощущения, слова и другие звуки. Если вы хотите, чтобы ваш клиент лучше усвоил ваши рекомендации по технике катания на горных лыжах, попробуйте передать ваши знания с помощью образов.
    Например, объясняя основную стойку горнолыжника или сноубордиста, выражение: "Руки находятся в положении "тачки", можно немножко видоизменить так: "Представьте, что в руках вы везете тачку, груженную разноцветными леденцами (или шарами, или игрушками, и т.д.)". Вообще в разговоре с визуалом стоит чаще употреблять выражения типа: "представь себе:" "выглядит так, как будто", "похоже на". И конечно именно для визуалов ваша демонстрация техники катания важна прежде всего.
  • секрет 1 Аудиалы: Аудиалы, как вы уже догадались, познают мир через слух. Т.е. им важен звуковой ряд информации, то, как произносятся слова, четкая ли артикуляция у говорящего, каков тембр голоса (хотя это конечно важно и для визуалов и кинестетиков тоже.)
    Вы и сами, наверное, не раз замечали, как утомительно слушать лектора, который монотонно бубнит себе под нос. Если же при этом его речь перегружена какими-либо специфическими терминами, мало вам знакомыми, то ваше внимание, скорее всего, очень быстро переключится на какой-нибудь более интересный вам предмет. Не стоит и говорить, что для аудиалов такой лектор противопоказан.
    Объясняя что-то, аудиалов лучше всего просить "послушать" вас, "послушать лыжи под своими ногами", "послушать снег". Так они скорее вас поймут.
  • секрет 3 Кинестетики: Что же касается кинестетиков, то им нужны, прежде всего, ощущения, ощущения тела, в любом их виде. Кстати, из трех групп, о которых здесь идет речь, именно кинестетики любят больше всех двигаться, ведь с помощью движений они получают новые ощущения. Они наиболее непоседливы и любят больше других подвижные игры, ощущения скорости и ритма.
    Если вам довелось обучать кинестетика, то, просите его "почувствовать": "почувствовать движение", "почувствовать свои лыжи", "почувствовать ритм движений", "ощутить, как давит ступня на ботинок" и т.д..

Во время занятий.

Во время занятий разбираться, кто находится перед вами - аудиал, визуал или кинестетик, конечно некогда, особенно если вы занимаетесь с группой. Поэтому было бы лучше, если бы в вашей речи встречались глаголы (или выражения) обращенные и к слуху, и к зрению, и к ощущениям человека. То есть было бы хорошо попросить своих учеников и "послушать", и "увидеть", и "почувствовать" то, что вы объясняете. И в зависимости от этого давать и задания, задействующие все сигнальные системы организма.

Пример:

задание для визуалов:

- представьте себе, что вы едете как Бенжамин Райх или как Коля Веселовский:

- представьте, что ваши лыжи режут ровную чистую дугу, а теперь попробуйте проехать по той дуге, которую вы себе мысленно нарисовали.

задания на слух:

- услышьте разницу в звуке резаного скольжения и звука проскальзывания лыж в бок:

- с закрытыми глазами угадайте, какие повороты совершает другой ученик на склоне:

задания на ощущения:

- проехать, обращая внимание на то, как изменяется ощущение давления ноги на лыжу в повороте.

проехать, ощущая ступнями неровности склона. Пусть посчитают в прямом смысле бугры.

Хорошо, если на безопасном участке склона вы попросите вашего ученика проехать немного с закрытыми глазами. Это также заставляет прислушиваться к своим ощущениям.

Секрет 2: Немного о выражении "ты должен".

секрет 4 Просьба или совет несколько приятнее приказа. Я имею в виду, что не стоит, обращаясь к ученику, все время использовать в речи только модальность долженствования. Известная всем с детства формулировка: "Ты (Вы) должен делать так" привычнее, но все-таки человек быстрее услышит ваше требование, если оно будет сформулировано в более мягком тоне. Вместо неприятного глагола "должен" можно использовать мягкое: "попробуй сделать так", или "ты можешь сделать так то", что не вызывает в человеке внутреннего сопротивления типа: "Я никому ничего не должен!". Ведь вы же сами заинтересованы, чтобы ваш клиент занимался на ваших занятиях непосредственно горными лыжами, а не боролся с самим собой, со своей злостью и раздражением.

Секрет 3: Об использовании технических терминов.

секрет 6 Будучи новичком в горных лыжах и попав первый раз в горнолыжную школу, я столкнулась с большим количеством незнакомых для меня терминов (стойка косого спуска, плуг, угловое положение, сбрасывание пяток и т.д)
Прошло довольно много времени, прежде чем я стала понимать, что обозначает каждый из них. То есть я видела, что показывает инструктор, но слов его понять не могла, так как в них было очень много незнакомых терминов. Обучение было бы проще, если бы инструктор, особенно первое время, показывая движение, говорил бы: "Я делаю так" и показывал бы, не используя каких либо терминов и определений. И только по прошествии, какого-то времени, когда ваши клиенты уже привыкнут, например, ставить лыжи в положение плуга, вы можете назвать, дать определение этого упражнения: "Этот технический элемент называется плуг".
Это связано с тем, что процесс восприятия новой информации у человека разделён, т.е. он воспринимает отдельно зрительную информацию, осязательную (тактильную) и информацию словесную, связанную с восприятием, осознанием новых терминов. Тело гораздо легче запоминает новую информацию, новое движение, новые ощущения, чем уши - новое слово. И мозг человека должен проделать определенную работу, прежде чем звуковой ряд слова соединиться со смыслом данного слова, с его значением.

Органы чувств человека - зрение, слух, телесные ощущения (осязание), вкус, запах (обоняние), ощущение равновесия и т.д. относиться к первой сигнальной системе, которая есть и у человека и у животных. А речь и слова относятся ко второй сигнальной системе, которая возникла позже.

Пример:
Ребёнок много раз сталкивается с понятием "молоко", он знает, где оно находиться, как оно пахнет и какой у него вкус. Но запомнить слово "молоко" и соединить его с теми ощущениями, которые у него есть по поводу слова "молоко" ребёнок может далеко не сразу.
Не забывайте, пожалуйста, что ваши клиенты тоже с трудом усваивают понятия, которые не знакомы еще их телу. Их тело еще не знает "стойку косого спуска" или правильного "углового положения", и поэтому эти термины еще не понятны.
Только накопив определенный телесный опыт, человек будет готов усвоить новый для него термин.

Секрет 4: О свободе выбора.

секрет 5

Очень было бы приятно для клиента, если бы уважаемый господин инструктор предоставлял бы ему (клиенту) свободу выбора склона, упражнения, скорости. Когда есть из чего выбирать, и человек выбирает это сам, он с большим удовольствием учиться. Клиент достигает больших результатов, так как он чувствует свою свободу и свою ответственность за процесс обучения. Старайтесь предоставить, выбор склона или упражнения самому клиенту, при наличии такой возможности. Конечно, вы предлагаете вашему ученику именно те склоны, которые соответствуют его уровню подготовки и техники, но главное, чтобы он сам мог выбрать один из нескольких предложенных вариантов.

Анна Шульман
Психолог.
Союз инструкторов горных лыж и сноуборда.
<< Назад
>> Обсудить