23.06.2002
HELY-SKI: КАК ЭТО БЫЛО.
Посвящаю моему учителю
– Алешину Владимиру Петровичу
Содержание
Как это?
На следующий день
На следующий день 2
Перед стартом
ОТРЫВ
АВАРИЯ
Все хорошо, что хорошо кончается
Спасибки
Место действия - одна из первых школ ~Kirovsk school~,
город Кировск Мурманской области, 2000 год, майские праздники.
11/04/2007 :)
Вертолет 2000 from Dmitry Shishkov on Vimeo.
Как это? к оглавлению
Я проводил школу. Просто стоял и объяснял очередное упражнение своей группе.
Послышался странный звук. В этих краях я был уже восемнадцатый раз, а этот
звук слышал здесь впервые. Вертолет! Здесь, в Кировске? Но это был действительно
маленький МИ-2, который закладывал крутой поворот в сторону склонов Айкуайвенчорр.
А вот бы слетать вон туда, за озеро, пройтись…. Да нет, какое здесь
hely-ski…– пронеслось в голове.
Цифры и пунктир - номера и маршруты спусков сделанных в тот день нашей командой.
Вертолет, сопротивляясь моим мыслям, упорно шел на посадку. Кто-то
зажег дымовую шашку. Маленькие фигурки людей заспешили к вертолету в коричневатый
туман, образующийся от смешивания винтами дыма и воздуха. Машина на минутку
зависла, быстрая посадка, hely взмыл, пролетел вдоль цирка, и направился
туда, к горам за озером, которые на протяжении всей моей горнолыжной жизни
так привлекали своими склонами.
Наверно денег стоит… – заворчал я.
На следующий день к оглавлению
Ко мне подошли двое ребят из моей группы:
-Дим, есть возможность полетать, как ты думаешь – стоит нам туда соваться?
-Вопрос сложный, снег там сильно от трасс отличается, корка может быть,
можно и заструги встретить. С непривычки тяжело будет, да и присыпать может
– “мама” не успеешь сказать.
-Ты же говоришь плотный снег…
-А около скал подтопить солнцем может, да и чем ниже, тем сильнее отпускает.
Подрежешь “такое” в узком месте, и укатит оно вместе с тобой - из озера
вылавливать будут.
-Мы все равно хотим! Позвоним сегодня, закажем вертолет.
-Вот простота, у вас же и опыта нет по такому снегу кататься, и начинали
вы все в Андорре, да и рановато еще вам.
-Не… мы хотим, мы тренироваться будем, поводи нас завтра по фигне всякой
- мы хотим уметь.
-Бамс и все тут. Ну вы, блин, даете!
На следующий день 2: к оглавлению
И так старательные ученики, превратились просто во всасывающие горнолыжную
технику пылесосы. В глазах – огонь. Лозунг: “наша цель – вертолет”.
Те-же двое – Женя и Андрей:
-Дим, мы вертолет заказали, ТЫ ЛЕТИШЬ?
-Не думал, что вы настолько этого хотите, а у самого мысли: – вряд ли
получится, погода ухудшается, да и желающих – куча и маленькая тележка.
-Нас четверо: Я, Женя, Аня, Саша на El Camino (Саша Захаров - прим.) — говорит Андрей. Думай
быстрее, нам надо сегодня фамилии сказать.
-Лечу, лечу – куда же вы без меня. А самому-то оЧЧень хочется, мечта
детства все-таки.
Вечер, почти ночь, все еще светло. Глинтвейн.
Мысли:
...А ежели чего случится, меня ЛП потом за одно место подвесит на правлении…
...с другой стороны если намечается 'пьянка' – инструктор должен ее
возглавить, чтоб была под контролем...
Ребята, а может ну его... покатаемся здесь, ничем не хуже...
Последняя попытка отговорить провалилась.
Перед стартом. к оглавлению
Сегодня предпоследний день (5.05) . Три дня перед этим то не было погоды,
то Salomon заказал все полеты - и мне стало казаться, что наш вертолетинг
не реализуется. Обидно, досадно, ну ладно.
10-00
Встали утром. Погода - полный отстой. Ветер. Облачно. Ничего не видно.
В такую погоду вертолеты не летают. Звонок в контору. Ответ: нет.
11-00
Начинаем занятия. Как всегда – объясняю, показываю, исправляю ошибки.
По прежнему видимость очень плохая.
12-00
Начинает раздувать. Потрясающе – появился клочок голубого неба. Впечатление
такое, что мы взглянул на мир из русской печки, и тут же закрыли заслонку.
Все опять затянуло.
13-00
Заметное улучшение погоды. Появилась вершина горы на которую мы задумали
заброситься.
Делаем контрольный звонок - пока ничего определенного – в Апатитах полное
отсутствие видимости. Просят перезвонить в 15-15.
15-15
Звоним…
Не могу связаться с вертолетом, вертолет вылетел, плохая связь…Видимо
будут полеты, если погода не ухудшится.
Первые:
Слышим звук приближающегося вертолета…
Запрыгиваем в кресла, наверх…
Вертолет сидит около кресельной дороги, куда-то побежал проводник.
Спускаемся на перегиб вслед за вертолетом – он улетает без нас, забрав
какую-то группу.
Вторые:
Все в бар - обедать.
Встречаем там спасателей и жалуемся на то, что не можем уже третий день
“подзалететь”. Они связываются с вертолетом- оказывается он сейчас забросит
еще какую-то “левую” группу, а потом мы.
15-30
Звонок в контору: нам предлагают лететь вечером, после катания. Выход
на связь в 18-30!
Самое плохое время для hely-ski - вечер, поскольку все устали – 6 часов
катания.
Все отпустило и не думает схватывать. Снег внизу – каша. Полярный день
понимаешь…
Саша тоже беспокоится…
16-...…
Иду отдыхать. Моих орлов все равно бесполезно отговаривать.
18-32
Сижу дома – отдыхаю. Звонят ребята – все, ПОЛЕТЕЛИ, заказываем такси
и на старый аэропорт.
Собираюсь, натягиваю влажные ботинки. Аптечка… вроде ничего не забыл.
18-40
Такси мчится по Кировску. Мы на двух машинах. Впереди вижу торчащие
из багажника лыжи.
Таксисты переговариваются по рации, ощущение как будто едешь на спецзадание.
Круто, у нас впереди полетные 60 минут – время пока для нас вращается
винт вертолета. Сколько за это время можно успеть – 5, 6 спусков, посмотрим,
главное чтобы ребята выдержали.
18-59
Приехали на старый аэропорт- нашли вертолет, эта крошка (я летал до
этого только на МИ-8), спряталась за складами горючего.
Вертолет желто-синий. Маленький. Пять человек нас, пилот и проводник
Вадим.
Долго ждем Вадима. Легкий мандраж. Платим деньги. Расписываемся в том
что знаем технику безопасности при полетах на вертолете.
Вадим серьезно опаздывает. Вертолетчики беспокоятся, мы тоже. Спрашивают
нас, а сможем ли мы спустится сами, без Вадима:
-Нееее, - хором отвечаем мы с Сашей.
И потом между собой – спустится мы конечно спустимся, но с такими вещами
не играют.
19-34
Мы забираемся в вертолет. Видим машину с Вадимом. Пилот запускает двигатель.
Вадим закидывает лыжи и рюкзак с лавинным оборудованием садится на место
второго пилота.
ОТРЫВ. к оглавлению
Внизу проносятся садовые участки, дорога… мы над склоном. Справа, как
на ладони, Кировск. Слева нетронутые снега, очень серьезный каньон – не
дай Бог на такой вылететь.
Саша: “Там наверное сыпет зимой будь здоров, только задень”.
Все снимаем на 2 видеокамеры.
Вертолет зависает на вершине – выскакиваем, дальше лыжи. Вертолет уходит
вниз, ждать нас.
-Здравствуйте! меня зовут Вадим. Я ваш проводник. Вас какой уровень
склонов интересует?
-Ну, что поинтереснее, - хором мы с Сашей.
-Ладно, лавинные датчики я вам выдавать не буду, в лавиноопасные кулуары
не пойдем.
-Ну и слава богу, что не пойдем, уровень у группы не тот, а вот датчики
зря не выдает, - подумал я.
-Спускаемся здесь, к вертолету, - он указал направление и ориентиры.
Первый спуск – пологий, в сторону Апатит. Снег – в основном задутый,
кое-где — корка.
Чем ниже, тем корка более явная.
Бамс, - разложилась Аня. Вадим собирает ее по склону - мы ждем.
Первый спуск, надо к снегу приспособится, - заключает Андрей.
Чем ниже спускаемся - тем хуже состояние снега, он становится тяжелым.
Спускаемся в кулуар, и по нему выходим к вертолету.
Внизу снег совсем раскис. Собираем бруснику.
-Ну как впечатление, - спрашивает Вадим.
-Скучно, давай левее на стеночку выйдем – ляпнул я.
Сказано – сделано :).
Вертолет зависает, медленно снижается.
Второй раз забросились в ту же точку. Но шли левее. То сухой снег, то
заструги. На перегибе снег сильно сдувает- интересный рельеф получается.
Как будто стая мышей изъела весь снег вокруг.
Склон заметно круче. Вадим решил сам не рисковать. Объехала и Аня, слава
Богу.
Вот она стенка, снег здесь раскисший, видимо из-за нагрева скал. Смотрю
вниз – метров шесть по вертикали – и приземляешься аккурат спиной на камни
внизу.
- Ну его в баню! Посмотрим что у нас правее?
Правее был небольшой карниз, а еще правее и чуть
вниз – каменные выходы, между карнизом и камнями - след от лавины, спущенной
вчера Вадимом.
Мокрая лавина – самая мерзопакостная гадость, потому, что откапывать
тяжело, и долго!
Прыжок с карниза, и, быстрей к камням... Чувствую, что контролировать направление
трудновато из-за раскисшего снега. Миную вчерашний след, проезжаю метра
четыре. Из-под меня уходит сестренка вчерашней лАВИНЫ. Это было почти не
слышно, снег просто поехал, всего две длины лыж, но дальше это стало разрастаться,
вширь и вглубь. На выполаживающийся участок выехала приличная бяка, которая
по всем правилам превратилась в только что застывший цемент. Видимо здесь
совсем плохо, пора двигать. Сверху, надомной еще достаточно снега который
так и ждет своей минуты.
Я внизу. Подъезжаю к вертолету.
Наши ребята спускаются по конусу вчерашней лавины.
Вадим рассказывает, что этот склон, тот что выше скал, лавинобезопасный...
Наверное ему виднее, но когда это все поехало - испугался я конкретно. Говорю Вадиму, что спуск
очень понравился ;).
Спускается Андрей:
- Помнишь, как в том анекдоте, "..а я то, дурак, куда полез, я же читать не умею", веселиться он.
За ним Женя. Все в сборе.
Следующий спуск я предлагаю сделать с другой вершины, в сторону озера.
Там покруче.
Вертолет забирает нас с того же “брусничного” места и по витку спирали
начинает подъем.
...Облом! Вершину закрыла туча, - туда лететь нельзя, видимость -ноль. Разворачиваемся,
летим над Кировском, на другую сторону Айкуайвенчорр.
Немного неудачная посадка, пробуем еще. Повисли. Привычно выгружаем
лыжи.
Вертолет уходит вниз. Вадим говорит, что здесь в этом году еще никто
не катался, мы первые.
Легкие сумерки на восточном склоне (теперь он называется Южным и по нему проложен подъемник комбината Апатит - прим 2003 года).
Я снимаю очки - видимость почти
такая же плохая как и в них. Склон под ногами сливается со склоном внизу и поэтому
ощущение крутизны и скорости теряется. Кажется, что летишь где-то высоко
в небе, без всяких там опор.
Бац-бац – разложился Вадим. Тут не мудрено. Корка, а он все на внешнюю
лыжу давит….:)
Говорит что его ждать не обязательно. Спускаемся. После полета наяву
– длинный тягун прямиком к вертолету. Озираюсь. Странно, не знал, что за
Нордом, есть козырьки и каньончик. Сколько всего узнаешь с этим вертолетом!
АВАРИЯ к оглавлению
Договорились с Вадимом, что если вершина над озером открыта, то полетим
туда. Если нет -пройдемся вдоль дороги на рудник Расвумчорр. Поднимаемся,
последние лучи заходящего за горы солнца бьют в лобовое стекло. Вершина видна!
Она будет наша! Ура! Летим. Опять под нами Кировск. Приближаемся к вершине.
Видимость слегка ухудшилась. Небольшое облачко вокруг, но вершину видно.
Я снимаю.
Подлетаем, заходим на посадку. Дальше не помню, то ли сначала толчок,
потом пилот непривычно резко заработал штурвалом, то ли наоборот, но лицо
у него было странное… В тот момент я, честно говоря, ничего не понял. Вертолет
резко взмыл вверх, очень крутой разворот и заход на посадку еще раз. Висим,
выгружаемся, “вроде все как всегда, - то же небо опять голубое”.
-С днем рожденья мужики! – поздравил Вадим.
-Долбанулись! - Саша.
-Чем? – Женя.
-Как чем, колесами конечно, – срывающимся от волнения голосом говорит
Вадим.
-Да, я так и понял, - подтверждает Саша.
-Как хорошо ничего не понять – говорю я.
-Дурак сказал – хмыкнул Вадим.
Прав он, случись чего посерьезнее я бы так ничего и не предпринял. C
другой стороны – помогло бы мне это - не знаю. Сложный это вопрос – поведение
человека в экстремальных ситуациях.
Теперь вертолет уходит вниз, к озеру, он будет ждать нас на дамбе, а
потом заберет прямо со льда Большого Вудьявра.
Это был самый интересный и красивый спуск дня. Крутячек градусов 30,
прошлись вдоль скальничка, пронеслись между камней. Приятные фотки должны
быть, да и на видео получилось, наверное здорово. Внизу кусты, оh my love.
Вылетаем на Вудьявр, прямо на лед. Сердце – ликует, душа – поет ;).
Все хорошо, что хорошо кончается.к оглавлению
Заключительный спуск дня мы сделали с вершины Айкуайвинчорр, спустились
прямо в город. На вершине попрощались с Вадимом, тепло поблагодарив его
за потрясающий день. Такое- не забывается.
22-00
|
Снега было мало, и масло приходилось мазать прямо на колбасу....:). |
Все было знакомо и одновременно непривычно. Впятером мы спускались по
трассам вниз, в город. Не разговаривали, слишком много впечатлений, надо
переварить, осознать.
Этим же вечером был просмотр видео, разговоры…разговоры.
Утром, весь Кировск был заполнен слухами о нашей аварии, нас это очень
позабавило. Андрей, Аня и Женя с занятий на следующий день отпросились.
Я их понимаю.
Спасибо Андрею, Ане, Жене, Саше Захарову, Вадиму за компанию.
Хочу поблагодарить RASK и лично Дмитрия Климова за оказанную
информационную поддержку при проведении школы ~Kirovsk-school~.
к оглавлению
Дмитрий Шишков Союз инструкторов
|