СТАТЬИ ПО ГОРНЫМ ЛЫЖАМ

23.06.2002

<< Назад
>> Обсудить

HELY-SKI: КАК ЭТО БЫЛО.

 

 

 

 

Посвящаю моему
учителю – Алешину
Владимиру Петровичу

 

 

 

 

Содержание

Как это?
На следующий день
На следующий день 2
Перед стартом
ОТРЫВ
АВАРИЯ
Все хорошо, что хорошо кончается
Спасибки
Место действия - одна из первых школ ~Kirovsk school~,
город Кировск Мурманской области, 2000 год, майские праздники.
11/04/2007 :)

Вертолет 2000 from Dmitry Shishkov on Vimeo.



Как это?

к оглавлению
Я проводил школу. Просто стоял и объяснял очередное упражнение своей группе. Послышался странный звук. В этих краях я был уже восемнадцатый раз, а этот звук слышал здесь впервые. Вертолет! Здесь, в Кировске? Но это был действительно маленький МИ-2, который закладывал крутой поворот в сторону склонов Айкуайвенчорр.

А вот бы слетать вон туда, за озеро, пройтись…. Да нет, какое здесь hely-ski…– пронеслось в голове.


Цифры и пунктир - номера и маршруты спусков сделанных в тот день нашей командой.

Вертолет, сопротивляясь моим мыслям, упорно шел на посадку. Кто-то зажег дымовую шашку. Маленькие фигурки людей заспешили к вертолету в коричневатый туман, образующийся от смешивания винтами дыма и воздуха. Машина на минутку зависла, быстрая посадка, hely взмыл, пролетел вдоль цирка, и направился туда, к горам за озером, которые на протяжении всей моей горнолыжной жизни так привлекали своими склонами.

Наверно денег стоит… – заворчал я.


На следующий день

к оглавлению
Ко мне подошли двое ребят из моей группы:

-Дим, есть возможность полетать, как ты думаешь – стоит нам туда соваться?

-Вопрос сложный, снег там сильно от трасс отличается, корка может быть, можно и заструги встретить. С непривычки тяжело будет, да и присыпать может – “мама” не успеешь сказать.

-Ты же говоришь плотный снег…

-А около скал подтопить солнцем может, да и чем ниже, тем сильнее отпускает. Подрежешь “такое” в узком месте, и укатит оно вместе с тобой - из озера вылавливать будут.

-Мы все равно хотим! Позвоним сегодня, закажем вертолет.

-Вот простота, у вас же и опыта нет по такому снегу кататься, и начинали вы все в Андорре, да и рановато еще вам.

-Не… мы хотим, мы тренироваться будем, поводи нас завтра по фигне всякой - мы хотим уметь.

-Бамс и все тут. Ну вы, блин, даете!


На следующий день 2:

к оглавлению

И так старательные ученики, превратились просто во всасывающие горнолыжную технику пылесосы. В глазах – огонь. Лозунг: “наша цель – вертолет”.

Те-же двое – Женя и Андрей:

-Дим, мы вертолет заказали, ТЫ ЛЕТИШЬ?

-Не думал, что вы настолько этого хотите, а у самого мысли: – вряд ли получится, погода ухудшается, да и желающих – куча и маленькая тележка.

-Нас четверо: Я, Женя, Аня, Саша на El Camino (Саша Захаров - прим.) — говорит Андрей. Думай быстрее, нам надо сегодня фамилии сказать.

-Лечу, лечу – куда же вы без меня. А самому-то оЧЧень хочется, мечта детства все-таки.

Вечер, почти ночь, все еще светло. Глинтвейн.

Мысли:

...А ежели чего случится, меня ЛП потом за одно место подвесит на правлении…
...с другой стороны если намечается 'пьянка' – инструктор должен ее возглавить, чтоб была под контролем...
Ребята, а может ну его... покатаемся здесь, ничем не хуже...
Последняя попытка отговорить провалилась.
 


Перед стартом.

к оглавлению

Сегодня предпоследний день (5.05) . Три дня перед этим то не было погоды, то Salomon заказал все полеты - и мне стало казаться, что наш вертолетинг не реализуется. Обидно, досадно, ну ладно.

10-00

Встали утром. Погода - полный отстой. Ветер. Облачно. Ничего не видно. В такую погоду вертолеты не летают. Звонок в контору. Ответ: нет.

11-00

Начинаем занятия. Как всегда – объясняю, показываю, исправляю ошибки. По прежнему видимость очень плохая.

12-00

Начинает раздувать. Потрясающе – появился клочок голубого неба. Впечатление такое, что мы взглянул на мир из русской печки, и тут же закрыли заслонку. Все опять затянуло.

13-00

Заметное улучшение погоды. Появилась вершина горы на которую мы задумали заброситься.

Делаем контрольный звонок - пока ничего определенного – в Апатитах полное отсутствие видимости. Просят перезвонить в 15-15.

15-15

Звоним…

Не могу связаться с вертолетом, вертолет вылетел, плохая связь…Видимо будут полеты, если погода не ухудшится.

Первые:

Слышим звук приближающегося вертолета…

Запрыгиваем в кресла, наверх…

Вертолет сидит около кресельной дороги, куда-то побежал проводник.

Спускаемся на перегиб вслед за вертолетом – он улетает без нас, забрав какую-то группу.

Вторые:

Все в бар - обедать.

Встречаем там спасателей и жалуемся на то, что не можем уже третий день “подзалететь”. Они связываются с вертолетом- оказывается он сейчас забросит еще какую-то “левую” группу, а потом мы.

15-30

Звонок в контору: нам предлагают лететь вечером, после катания. Выход на связь в 18-30!

Самое плохое время для hely-ski - вечер, поскольку все устали – 6 часов катания.

Все отпустило и не думает схватывать. Снег внизу – каша. Полярный день понимаешь…

Саша тоже беспокоится…

16-...…

Иду отдыхать. Моих орлов все равно бесполезно отговаривать.
 

18-32

Сижу дома – отдыхаю. Звонят ребята – все, ПОЛЕТЕЛИ, заказываем такси и на старый аэропорт.
Собираюсь, натягиваю влажные ботинки. Аптечка… вроде ничего не забыл.

18-40

Такси мчится по Кировску. Мы на двух машинах. Впереди вижу торчащие из багажника лыжи.
Таксисты переговариваются по рации, ощущение как будто едешь на спецзадание.
Круто, у нас впереди полетные 60 минут – время пока для нас вращается винт вертолета. Сколько за это время можно успеть – 5, 6 спусков, посмотрим, главное чтобы ребята выдержали.

18-59

Приехали на старый аэропорт- нашли вертолет, эта крошка (я летал до этого только на МИ-8), спряталась за складами горючего.
Вертолет желто-синий. Маленький.  Пять человек нас, пилот и проводник Вадим.

Долго ждем Вадима. Легкий мандраж. Платим деньги. Расписываемся в том что знаем технику безопасности при полетах на вертолете.

Вадим серьезно опаздывает. Вертолетчики беспокоятся, мы тоже. Спрашивают нас, а сможем ли мы спустится сами, без Вадима:

-Нееее, - хором отвечаем мы с Сашей.

И потом между собой – спустится мы конечно спустимся, но с такими вещами не играют.

19-34

Мы забираемся в вертолет. Видим машину с Вадимом. Пилот запускает двигатель. Вадим закидывает лыжи и рюкзак с лавинным оборудованием садится на место второго пилота.


ОТРЫВ.

к оглавлению

Внизу проносятся садовые участки, дорога… мы над склоном. Справа, как на ладони, Кировск. Слева нетронутые снега, очень серьезный каньон – не дай Бог на такой вылететь.
Саша:   “Там наверное сыпет зимой будь здоров, только задень”.

Все снимаем на 2 видеокамеры.
Вертолет зависает на вершине – выскакиваем, дальше лыжи. Вертолет уходит вниз, ждать нас.

-Здравствуйте! меня зовут Вадим. Я ваш проводник. Вас какой уровень склонов интересует?

-Ну, что поинтереснее, - хором мы с Сашей.

-Ладно, лавинные датчики я вам выдавать не буду, в лавиноопасные кулуары не пойдем.

-Ну и слава богу, что не пойдем, уровень у группы не тот, а вот датчики зря не выдает, - подумал я.

-Спускаемся здесь, к вертолету, - он указал направление и ориентиры.

Первый спуск – пологий, в сторону Апатит. Снег – в основном задутый, кое-где — корка.

Чем ниже, тем корка более явная.

Бамс, - разложилась Аня. Вадим собирает ее по склону - мы ждем.

Первый спуск, надо к снегу приспособится, - заключает Андрей.

Чем ниже спускаемся - тем хуже состояние снега, он становится тяжелым.

Спускаемся в кулуар, и по нему выходим к вертолету.

Внизу снег совсем раскис. Собираем бруснику.

-Ну как впечатление, - спрашивает Вадим.

-Скучно, давай левее на стеночку выйдем – ляпнул я.

Сказано – сделано :).

Вертолет зависает, медленно снижается.

Второй раз забросились в ту же точку. Но шли левее. То сухой снег, то заструги. На перегибе снег сильно сдувает- интересный рельеф получается. Как будто стая мышей изъела весь снег вокруг.

Склон заметно круче. Вадим решил сам не рисковать. Объехала и Аня, слава Богу.

Вот она стенка, снег здесь раскисший, видимо из-за нагрева скал. Смотрю вниз – метров шесть по вертикали – и приземляешься аккурат спиной на камни внизу.
- Ну его в баню! Посмотрим что у нас правее?
Правее был небольшой карниз, а еще правее и чуть вниз – каменные выходы, между карнизом и камнями - след от лавины, спущенной вчера Вадимом.

Мокрая лавина – самая мерзопакостная гадость, потому, что откапывать тяжело, и долго!

Прыжок с карниза, и, быстрей к камням...
Чувствую, что контролировать направление трудновато из-за раскисшего снега. Миную вчерашний след, проезжаю метра четыре. Из-под меня уходит сестренка вчерашней лАВИНЫ. Это было почти не слышно, снег просто поехал, всего две длины лыж, но дальше это стало разрастаться, вширь и вглубь. На выполаживающийся участок выехала приличная бяка, которая по всем правилам превратилась в только что застывший цемент. Видимо здесь совсем плохо, пора двигать. Сверху, надомной еще достаточно снега который так и ждет своей минуты.

Я внизу. Подъезжаю к вертолету.

Наши ребята спускаются по конусу вчерашней лавины.

Вадим рассказывает, что этот склон, тот что выше скал, лавинобезопасный...

Наверное ему виднее, но когда это все поехало - испугался я конкретно. Говорю Вадиму, что спуск очень понравился ;).

Спускается Андрей:

- Помнишь, как в том анекдоте, "..а я то, дурак, куда полез, я же читать не умею", веселиться он.

За ним Женя. Все в сборе.

Следующий спуск я предлагаю сделать с другой вершины, в сторону озера. Там покруче.

Вертолет забирает нас с того же “брусничного” места и по витку спирали начинает подъем.

...Облом! Вершину закрыла туча, - туда лететь нельзя, видимость -ноль.

Разворачиваемся, летим над Кировском, на другую сторону Айкуайвенчорр.

Немного неудачная посадка, пробуем еще. Повисли. Привычно выгружаем лыжи.

Вертолет уходит вниз. Вадим говорит, что здесь в этом году еще никто не катался, мы первые.

Легкие сумерки на восточном склоне (теперь он называется Южным и по нему проложен подъемник комбината Апатит - прим 2003 года). Я снимаю очки - видимость почти такая же плохая как и в них. Склон под ногами сливается со склоном внизу и поэтому ощущение крутизны и скорости теряется. Кажется, что летишь где-то высоко в небе, без всяких там опор.

Бац-бац – разложился Вадим. Тут не мудрено. Корка, а он все на внешнюю лыжу давит….:)

Говорит что его ждать не обязательно. Спускаемся. После полета наяву – длинный тягун прямиком к вертолету. Озираюсь. Странно, не знал, что за Нордом, есть козырьки и каньончик. Сколько всего узнаешь с этим вертолетом!


АВАРИЯ

к оглавлению

Договорились с Вадимом, что если вершина над озером открыта, то полетим туда. Если нет -пройдемся вдоль дороги на рудник Расвумчорр. Поднимаемся, последние лучи заходящего за горы солнца бьют в лобовое стекло.

Вершина видна! Она будет наша! Ура!

Летим. Опять под нами Кировск. Приближаемся к вершине. Видимость слегка ухудшилась. Небольшое облачко вокруг, но вершину видно. Я снимаю.

Подлетаем, заходим на посадку. Дальше не помню, то ли сначала толчок, потом пилот непривычно резко заработал штурвалом, то ли наоборот, но лицо у него было странное… В тот момент я, честно говоря, ничего не понял. Вертолет резко взмыл вверх, очень крутой разворот и заход на посадку еще раз. Висим, выгружаемся, “вроде все как всегда, - то же небо опять голубое”.

-С днем рожденья мужики! – поздравил Вадим.

-Долбанулись! - Саша.

-Чем? – Женя.

-Как чем, колесами конечно, – срывающимся от волнения голосом говорит Вадим.

-Да, я так и понял, - подтверждает Саша.

-Как хорошо ничего не понять – говорю я.

-Дурак сказал – хмыкнул Вадим.

Прав он, случись чего посерьезнее я бы так ничего и не предпринял. C другой стороны – помогло бы мне это - не знаю. Сложный это вопрос – поведение человека в экстремальных ситуациях.

Теперь вертолет уходит вниз, к озеру, он будет ждать нас на дамбе, а потом заберет прямо со льда Большого Вудьявра.

Это был самый интересный и красивый спуск дня. Крутячек градусов 30, прошлись вдоль скальничка, пронеслись между камней. Приятные фотки должны быть, да и на видео получилось, наверное здорово. Внизу кусты, оh my love. Вылетаем на Вудьявр, прямо на лед. Сердце – ликует, душа – поет ;).


Все хорошо, что хорошо кончается.

к оглавлению

Заключительный спуск дня мы сделали с вершины Айкуайвинчорр, спустились прямо в город. На вершине попрощались с Вадимом, тепло поблагодарив его за потрясающий день. Такое- не забывается.

22-00
Снега было мало,
и масло приходилось мазать прямо на колбасу....:).

Все было знакомо и одновременно непривычно. Впятером мы спускались по трассам вниз, в город. Не разговаривали, слишком много впечатлений, надо переварить, осознать.

Этим же вечером был просмотр видео, разговоры…разговоры.

Утром, весь Кировск был заполнен слухами о нашей аварии, нас это очень позабавило. Андрей, Аня и Женя с занятий на следующий день отпросились. Я их понимаю.

Спасибо Андрею, Ане, Жене, Саше Захарову, Вадиму за компанию.
Хочу поблагодарить RASK и лично Дмитрия Климова за оказанную информационную поддержку при проведении школы ~Kirovsk-school~.

к оглавлению 
Дмитрий Шишков
Союз инструкторов

>> Обсудить
<< Назад