|
Настоящий карвинг
Пол Лоренц (Paul Lorenz)
(https://www.paullorenzclinics.com/blog/the-truth-behind-carving) НАСТОЯЩИЙ КАРВИНГ Довольно часто с креселки вижу людей, которые вроде, как едут на кантах, но довольно прямо, либо очень большими дугами. Это называется “трамваинг”, и это, к сожалению то, что делают многие лыжники. Часть из них могут не понимать, что они используют не все возможности своих лыж, у других - нет необходимости в более высоком уровне катания.
Высокий уровень катания требует, чтобы лыжи не просто были поставлены на кант. Кроме этого, они должны быть сильно изогнуты по длине, или, в процессе скольжения по дуге, лыжи должны изгибаться. Т.е, если требуется создать дугу с уменьшающимся локальным радиусом - нужно, чтобы лыжи прогибались в течение поворота. Прогиб лыжи, или “работа лыжи” - это то, к чему стремятся все продвинутые лыжники, инструкторы, профессиональные рейсеры. И так. Как прогибать лыжи и зачем? Лыжи могут изгибаться, когда соскальзывают, рулят, режут и даже когда вы едете как трамвай. Однако прогиб и “работа лыж” наиболее часто ассоциируется с чистым карвингом. Чистый карвинг означает, что лыжи прорезают снег без проскальзывания, с “нулевым” сбросом пяток. Хвост лыжи идёт в точности по тому же пути, что и носок, оставляя нитевидный след и лыжи постепенно изгибаются в течени поворота. Когда мы так катаемся, постепенный прогиб лыж позволяет делать более крутую дугу и контролировать форму и крутизну поворота. Прогиб лыжи создает большую по величине и более управляемую центробежную силу, создаёт эффект отдачи. На рисунке две ситуации, в одной из них лыжа прогнута больше, чем другая и, следовательно, прорезает более крутую дугу.
Без прогиба лыжи, лыжник просто полагается на форму лыжи, на ее боковой вырез, и не контролирует крутизну траектории. Т.е. по сути дела едет, как трамвай по рельсам. Лыжник, в этом случае - просто пассажир, который едет по радиусу бокового выреза. Чем меньше радиус бокового выреза лыжи - тем круче поворот. Чем больше радиус - тем меньше крутизна траектории. К сожалению, большая часть лыжников не может постепенно сгибать-разгибать лыжи, когда поворачивает, они просто едут по рельсам. Я часто слышу, как люди говорят, что для того, чтобы прогнуть лыжу вам нужно нажать на нее или перенести на нее, как можно больше веса. Это логично, но это - всего лишь небольшой элемент всего процесса. Если лыжа лежит на снегу плоско - весь вес в мире никогда не согнет ее. Самый важный ингредиент для прогиба лыжи - это угол закантовки, который вы создаете в повороте. Чем выше угол закантовки, тем сильнее лыжа может изогнуться. Увеличение угла закантовки и вес лыжника, сбалансированный над лыжами, это всё, что требуется, для достаточного прогиба лыжи в повороте. Посмотрите на фото ниже - Пол Лоренц (с)
На рисунке угол закантовки - небольшой. Без веса, приложенного к лыже - носок и хвост лыжи касаются земли, а центр лыжи - висит в воздухе - из-за формы бокового выреза лыжи. Вы можете увидеть расстояние между поверхностью земли и лыжей. Если приложить давление в середину лыжи - она начинает немного прогибаться и формировать в снегу след в форме дуги. Если такую закантовку сохранять на протяжении всего поворота - вы будете ехать, как трамвай по рельсам. У такой лыжи хватит закантовки, чтобы врезаться в снег и сохранять движение на кантах, но радиус поворота не изменится. Это будет поворот только за счет формы бокового выреза лыжи. Чем больше боковой вырез у лыжи, тем больше просвет между центром лыжи и поверхностью, на которой стоят носок и пятка, и - тем круче дуга, в которую ложится лыжа. Однако, если, увеличить угол закантовки (см. рисунок), то просвет между серединой лыжи и полом увеличится. Это означает, что под действием веса лыжа будет сгибаться в более крутую дугу. Как вы можете видеть из этого рисунка (Пол Лоренц (с)) - прогиб лыжи в основном происходит из-за увеличения угла закантовки и балансирования на лыже. Как мы показали выше, как бы мы не давили в лыжу - без закантовки прогнуть лыжу невозможно.
Вот в этом месте и начинается феерия горных лыж! Когда вы прогибаете лыжи - у вас возникает ощущение приземления на батут. А далее возникает ощущение эффекта отдачи, когда батут после приземления на него, выталкивает атлета обратно в воздух. Чем жестче лыжа, тем больше отдача, именно поэтому, рейсинговые лыжи довольно жесткие. Конечно, они жесткие еще и потому, что высокие скорости, на которых движутся спортивные лыжи, создают сильные колебания и вибрации, а им меньше подвержены жесткие лыжи. Когда угол закантовки плавно увеличивается, лыжнику легче прогибать лыжу и сокращать радиус поворота. Затем лыжник может использовать отдачу для преодоления виртуального бугра. Это одно из самых волнующих ощущений в лыжах и это один из самых важных и полезных навыков для рейсеров. Т.к. чем больше отдача, тем меньше нужно дожидаться разворота лыж поперёк линии движения.
Посмотрев на приведенную выше картинку, вы видите, что было бы целесообразно попытаться согнуть лыжи в начале дуги, чтобы создать ускорение вниз по склону, вас могут пытаться в этом убедить, но это эффект слишком мал, так как угол закантовки небольшой и центростремительная сила для этого слишком маленькая. На самом деле мы закантовываемся до линии падения просто чтобы начать поворот. Чем раньше вы закантуетесь, тем быстрее начнете поворот. Также важно отметить, что центростремительная сила от снега, воздействуя на основание лыжи после прохождения линии падения (середины), действует в противоположную сторону от общего направления движения лыжника вниз по склону. Поэтому рейсер (или лыжник высокого уровня) должен стараться создать центростремительную силу до линии падения и в середине поворота. А вот после середины, лыжник должен начать отпускать канты, уменьшить угол закантовки. Если все сделано правильно, это должно позволить перейти через виртуальный бугор, не мешая движению вниз по склону. В идеале каждый пытается свести к минимуму количество центростремительной силы, в нижней части дуги, поскольку возникающее давление сильно замедляет скорость. Надеюсь, это принесло некоторую пищу для размышлений в следующий раз, когда будет возможность покарвить, на хорошо подготовленном склоне. (перевод, рисунки Шишков Дмитрий shishkov@snowpro.ru) |