Прочитал хорошую книжку о безопасности в горах. Она вся довольно интересная, но есть моменты, на которые я, слушая многочисленные лекции по лавинной безопасности и читая другие статьи, так пристально внимания не обращал.
Как мы, стоя у подъемника принимаем решения о том ехать сейчас или не ехать по выбранному маршруту вне трасс?
ОПАСНО
Бывает, что всё говорит о лавинной опасности - следы от только-что сошедших лавин или ухающие звуки под ногами. Или, наоборот, всё говорит о стабильности - никаких признаков опасности уже много дней.
Но, в основном, мы катаемся в ситуациях, когда у нас не черная и не белая картина, а полутона.
Оказывается, что лавинные гуру проанализировали большое количество лавинных инцидентов и пришли к выводу, что больше чем 90% случаев попадания в лавину - сопровождались тремя из семи ключевыми признаками опасности.
Следы свежих лавин за пОследние 48 часов
ДоПолнительная нагрузка на склон за последние 48 часов (снегопад или ветровой перенос)
Предстоит движение по различимому даже новичком явному лАвинному очагу
На возможном транзите еСть ловушки рельефа - скалы, деревья, овраги
УроеНь лавинной Опасности "3" и Выше.
НеСтабильность снега- проседания, образование трещин, ухающие звуки, недобрые шурф-тесты.
РЕзкое потепление
Книжка переводная анголязычная и там такой метод называется ALPTRUTh. По русски пусть называется “ОПАСНО ВСЁ”
Очевидно, что если мы насчитали три признака, то совершенно не факт, что мы попадём в лавину. Справедливо и обратное, что при полном отсутствии признаков опасности - в лавину можно попасть. Метод помогает принимать решения, которые будут правильными с большой долей вероятности. Абсолютно точные результаты метод не даёт!
Личный опыт
Этот метод точно для меня, т.к. у меня постоянно присутствует чувство неуверенности по этому поводу. “ОПАСНО ВСЁ” - по задумке авторов книжки - как-раз для таких, как я.
Авторы привели свои примеры, а я проанализировал случай из своей биографии:
Я много лет назад попал в небольшую лавину в Бормио (Италия) прямо под подъемником. И было там 3 из 7 пунктов опасности.
а.Начал движение от очевидного лавинного очага (заборы лавинозадержания), стартовал ниже них.
b.Были трещины в снегу
с.Шел сильный снегопад
Лично мне повезло, меня захватило на излёте лавины и я оказался в процессе врашения в "барабане" наверху в тот момент, когда лавина уперлась в приподнятую на метр закрытую трассу и меня просто выплюнуло на нее. А так бы...
ЧЕЛОВЕК
Авторы книжки заострили внимание на том, как мы, имея полную информацию о ситуации - можем, тем не менее принимать ошибочные решения.
В нашем мозгу соперничают два процесса - рациональное и интуитивное мышление. Т.е. мы не всегда основываем наши решения на фактических данных. И это становится особенно заметно, когда в игру вступают наши желания, убеждения или личный опыт. Имея опыт мы можем ошибаться намного увереннее.
Мы можем не заметить факты, идущие в разрез с нашими желаниями и принять к сведению один единственный факт, который укладывается в желаемую схему...
А потом кто-то разбирая наши косяки говорит “Ужас! Чего они вытворяли!!!???”.
Рациональное принятие решений включает в себя сбор информации, ее упорядочивание, анализ и выработку окончательного решения. Интуиция - наоборот, является нашей инстинктивной реакцией на какую-то ситуацию. И большая часть того, что мы делаем в течение дня - определяется бессознательным механизмом и делается на автомате, интуитивно. В этом с одной стороны есть большой плюс. Интуиция позволяет быстро ориентироваться в нашем непростом мире.
Именно из-за особенностей этих двух типов мышления, из за того, что интуитивное принятие решений происходит легко и быстро, мы часто подменяем рациональное мышление работой бессознательных механизмов.
Особенно это характерно для ситуаций, где во внимание надо принимать большое количество факторов и неопределенностей. Замешав сюда желание отжечь по нераскатанному снежку, опыт предыдущих успешных проездов и т.д. и т.п., мы поймем, что наши критики, со словами “Ужас! Чего они творят!!!???” не так далеки от истины, как может показаться нам на первый взгляд...
Инструменты, помогающие не пойти на поводу у своих желаний предлагаются такие:
Жесткий список вопросов, по которому пробегаться каждый раз перед движением по склону. Например тест “ОПАСНО ВСЁ”. Пробежались - 3 или больше - не едем. Меньше - едем. Авторы пишут еще о нескольких подобных тестах, но им нравится именно этот.
Говорим себе: "Хорошо, поедем, попадём в лавину и погибнем. Что я сделал не так? Что я упустил?"
Задача - обсуждая в группе - обнаружить признаки нестабильности, на которые мы не обращали внимания, потому, что очень хотелось поехать.
“Посмертный анализ”. Представьте, что о случившемся напишут люди вконтакт-ике или в фейсбук-е? Как ваше решение будет смотреться со стороны? Мы, обычно, чувствительны к критике окружающих и в таких ситуациях более ответственно себя ведем.
Если не помогло - представьте, что будут, при летальном исходе, чувствовать те люди, которых вы очень любите. Большинство людей подвержено мыслям о том, что с ними лично, ничего плохого случится не может. Однако попытка представить свою смерть - отличная пилюля для борьбы с дурманом желаний.
Катайтесь в группе со скептиками. Меньше вероятность того, что что-нибудь будет упущено. Насаждайте демократию в группе, внимательно слушайте все отличные от основной точки зрения мнения - и ни один фактор опасности не будет упущен.
К принятию неверного решения нас может толкнуть не только желание проехать хорошую линию.
Замерзли и хотим домой...
Первый солнечный день после двух недель снегопада...
В группе есть люди опытнее вас...
Надоело спорить...
Дорог отпуск, на который копили целый год...
Пролетели пол-земного шара ради спуска...
Авось пронесет...
Если нельзя, но очень хочется - то можно...
Возможно, осознавая желания и то, как работает наш мозг, мы сможем принимать более правильные решения...
(пересказ книжки Лавинный учебник Аллена и Майка, рекомендую ее всю прочитать, есть в магазинах)